Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 5.: Сознание и познание

Проблема сознания и основные подходы к е философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экистенциально-феноменологический. Природа и сущность сознания. Сознание и психика. Сознательное и бессознательное. Сознание, поведение, деятельность. Проблема познаваемости мира. Многообразие форм познания.

Сознание и познание. Проблема субъекта и объекта познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познание, творчество, практика. Проблема истины и е критерии.

Проблема сознания находится в центре внимания науки. Сознание изучают: психология, социология, педагогика, языковедение, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, семиотика, информатика. Несмотря на это, сознание представляет собой малоизученную область. Обратите внимание на следующее положение. Рассмотрение сознания отдельными науками опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию. С другой стороны, специальные исследования влияют на собственно философскую проблематику сознания.

Рассматривая сознание, нельзя обойти вопрос о соотношении сознания и материи. Идеалистическая концепция исходит из того, что сознание первично и его носителем является нематериальная субстанция – душа. Признавая первичность материи, материализм не отрицает того, что вся деятельность человека пронизана сознанием. Ф.Энгельс считал, что сознание является не случайным признаком материи, а ее атрибутом, без которого материя неполна, незавершена. Однако появление сознания есть результат развития материи, развертывание содержащихся в ней возможностей сознания.

Что же это за свойство, которым обладает материя, приводящее впоследствии к возникновению сознания? Материалисты считают, что это свойство, близкое к ощущению, есть отражение, т.е. способность всех материальных систем отображать в своем внутреннем состоянии свойства других систем, воздействующих на данное.

Приступая ко второму вопросу, надо помнить, что материалисты считают сознание продуктом материи, результатом ее длительного развития. Органом мысли является высокоорганизованная материя – мозг. Происхождение сознания является прерогативой материализма, поскольку идеализм снимает эту проблему, ставя непреодолимую преграду между психикой животных и сознанием человека, говоря о его божественном происхождении.

Сторонники эволюционной теории считают, что сознание есть общественный продукт, поскольку возникает и развивается только в совместной деятельности людей. Развитие общественно-производственной практики, разделение умственного и физического труда ведут к появлению духовного производства, т.е. выработке идейных образований и духовных ценностей.

Отметим предпосылки, необходимые для возникновения сознания:

1) наличие высокоорганизованной материи – мозга;

2) самостоятельное изготовление орудий труда;

3) общение, язык;

4) информация.

Изучая третий вопрос, обратите внимание, на то, что сознание есть особое свойство материи – идеальное свойство. Что же такое идеальное? Это не сам предмет, а его образ, который находится в голове человека как результат отражения внешнего мира. Образ – это не объективная реальность, а субъективная, т.е. реальность, отраженная в голове человека. Нет особого мира идеальных образов, который существовал бы наряду с материальным миром независимо от него.

Человеческое сознание характеризуется наличием абстрактного мышления и языка. Мышление и язык не отделимы друг от друга и не тождественны. Слово есть материальная оболочка понятия, а понятие – идеальное содержание слова.

Отличительной чертой человеческой психики является самосознание, осознание своего «Я» как противостоящего остальной действительности. Только при наличии самосознания происходит четкое различие реального предмета и представления о нем. Самосознание возникает в процессе общения. К.Маркс отмечал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека: лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку» (т. 23, с. 62).

Четвертый вопрос следует начать изучать с определения, что такое общественное сознание. Под общественным сознанием понимается совокупность существующих в обществе идей, взглядов, теорий, представлений, чувств, эмоций, настроений, обрядов, традиций и т.п., отражающих общественное бытие людей. Два уровня общественного сознания (обыденный и теоретический) характеризуются и раскрываются через их основные компоненты: общественную психологию и общественную идеологию.

Общественная психология – эта сумма несистематизированных взглядов, представлений, а также совокупность настроений, чувств, обычаев и традиций, норм поведения, свойственных классу, социальной группе и другим историческим общностям, складывающихся под непосредственным воздействием условий жизни. Общественная психология является первоначальным общественным сознанием, возникающим на ранней стадии первобытного общества. Складывается, в основном, стихийно.

Общественная идеология возникает с появлением классового общества. Идеология – это стройная система взглядов, идей и теоретических принципов, отражающих общественные отношения через призму классовых интересов, идеалов и целей социальных групп. Идеология вырабатывается узким кругом людей. Важнейший признак идеологии – систематизированность.

 

2 Познание. Данная тема относится к числу ключевых нормативного вузовского курса философии. Она привлекает пристальное внимание всех, кто интересуется такими вопросами, как что представляет собой познание, какова его сущность, специфика, структура, роль в жизни общества и отдельного человека. Указанные вопросы всегда находились на переднем крае философского познания. В современную эпоху интерес к ним постоянно растет у всех поколений населения, особенно у молодежи. Постараемся более или менее полно рассмотреть эти проблемы, которые связаны с узловыми аспектами нашей лекции.

Предлагается следующий план лекций:

1. Что такое познание и знание? Субъект и объект познания.

2. Структура познания.

3. Истина и ее основные критерии.

4. Наука и ее основные особенности. Метод и методология.

Итак, начнем с того, чтобы выяснить, что собой представляет предмет нашего изучения. В самом общем контексте познание есть не что иное, как отражение действительности. Естественно, что речь идет о правильном, верном ее воспроизведении. Вот одно из современных его определений: это активная деятельность людей, направленная на приобретение новых знаний. В этой связи целесообразно так же акцентировать понятие знания. Знание рассматривается как результат познавательной деятельности, выраженной в идеальных образах (представлениях, понятиях, принципах, теориях) и закрепленной в знаках естественных и искусственных языков. Заметим при этом, что видом познания соответствуют определенные разнообразные формы знания (мифологическое, религиозное, художественное, эмпирическое, теоретическое итд).

Чаще всего акцентируется такие его виды, как обыденное, художественное и научное. Отметим, что обыденное или жизненное – практическое познание базируется на повседневном опыте людей, здравом смысле. Что же касается художественного познания, то оно характеризуется чувственно – образным отражением действительности. О научном познании специальная речь пойдет в заключительном разделе лекции.

Познание изучает и ряд других наук, в том числе психология, информатика, кибернетика, языкознание. Но они в отличие от философии рассматривают не коренные проблемы, не в целостном плане, а берут только отдельные стороны познавательного процесса.

Одной из фундаментальных проблем этой темы является проблема познаваемости мира. В нашей первой лекции, рассматривая главный вопрос философии, мы коснулись такой проблемы, как познаваемый мир или нет. Тогда мы подчеркнули, что этот вопрос рассматривается как вторая сторона главной философской проблемы. Напомню, что тогда отмечалось, что этот вопрос по – разному решался мыслителями противоположных направлений. Одни из них, материалисты в целом и значительная часть философов идеалистов признают, что мир познаваем. Другая же часть философов идеалистического толка придерживалась иной точки зрения и считают, что сущность мира непознаваема. Первые из них т.о. давали положительный оптимистический ответ, вторые же стояли на позиции отрицания познаваемости мира и в силу этого получили название агностиков. Расшифруем сей термин, он древнегреческого происхождения и в переводе означает незнание, невозможность познания. Добавим к сказанному, что существует несколько исторических форм агностицизма, начиная от античного скептицизма до современной его трактовки. Здесь уместно сказать о том, что Фридрих Энгельс отмечал, что наиболее эффективной формой опровержение агностицизма выступает практика, эксперимент, успехи промышленности, достижения прогресса.

Перейдем теперь к вопросу о субъекте и объекте познавательной деятельности. Существуют разные трактовки этой проблемы, но все более утверждается точка зрения, что субъектом или носителем познания являются люди. Истинным носителем познавательной активности выступают различные исторические общности, социальные группы, коллективы и конечно так же и общество, взятое в целом. Очевидно, было бы не корректно

упускать из виду, что познание, в конечном счете имеет не индивидуальную а общественную природу. Эту мысль особенно четко подтверждает современный этап развития науки, когда множится число крупных научных сообществ, больших ассоциаций ученых.

Коснемся теперь объекта познания, каковым является все то, на что нацелена познавательная деятельностью. Обратим внимание на то, что в этом смысле объект может рассматриваться как актуальный, так и потенциальный. К первому из них относится все, что включено в человеческую деятельность, так или иначе контактируют с ним.

Заслуживает внимания и тот момент, что к соотношению субъекта и объекта познания нужно подходить диалектически, видеть их взаимный переход друг в друга. На это указывал и еще Людвиг Фейербах, который отметил, что для себя, как он есть, он является субъектом, а вот для других в то же самое время он выступает как объект.

Любопытно отметить и то обстоятельство, что в социальном познании в принципиальном плане имеет место совпадение субъекта и объекта познания, что между ними устанавливаются не субъект – объектные отношения, а субъект – субъектные.

2. Структура познания.

Познание имеет сложную, многогранную структуру. Прежде

всего оно подразделяется на два уровня: чувственное и рациональное. Чувственное познание характеризуется тем, сто нон представляет собой начальный уровень, в котором преобладает непосредственное чувственное отражение на уровне явления, отдельных, единичных моментов, случайных, внешних сторон. Это познание включает в себя такие элементы, как ощущение, восприятие и представление. Среди этих форм простейшим выступает ощущение. Оно представляет собой отражение отдельных граней или свойств предметов и явлений, в нем не проводятся различия между существенными и не существенными признаками. Восприятие являет собой достаточно сложную форму чувственного созерцания, в отличие от ощущения в нем вещи отражаются в целостном варианте. Но, правда, этот образ возникает при наличии самой этой вещи в момент ее восприятия. Наиболее сложным элементом чувственности выступает представление, которое воспроизводит и сохраняет образ вещи. Этот образ воспринимается и в отсутствии самой вещи. Не трудно видеть что здесь формы чувственного отражения расставлены по степени усложненности, а что касается представления, то оно вполне может рассматриваться как нечто пограничное, промежуточное между чувственным и рациональным познанием. Еще одной особенностью представления служит то, что в нем воспроизводятся общие черты предметов.

Если чувственное познание отражает вещи и процессы на уровне явления, то рациональное или логическое познание выступает как отражение общих, существенных, внутренних, необходимых признаков. К основным формам рационального познания относятся понятия суждения умозаключения. Охарактеризуем их кратко.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов. Различают единичные и общие конкретные и абстрактные, утвердительные и отрицательные безотносительные и соотносительные понятия. Различают так же ряд определений понятий. Среди них выделяются в первую очередь явные и не явные. К ним относятся определение через род и видовое отличие и генетическое определение.. В этих дефинициях раскрывается существенные признаки предметов. Выделяют так же три виде деления понятий: деление по видоизменению признака,

дихотомическое (деление на двое), и классификация.

Суждение это форма мышления, в которой что – либо утверждается или отрицается о чем либо. Суждения делятся на простые и сложные. Первые включают такие виды: суждение атрибутивное, суждение существования и суждение с отношением. Во вторые из них входят такие разновидности суждений: соединительное, разделительное, условное и эквивалентное.

Самой сложной формой рационального познания является умозаключение. Оно представляет собой такую форму мышления в которой из одного или нескольких суждений выводят новое суждение, которое именуется заключением. С точки зрения направленности логического вывода различают дедуктивные умозаключение (мысль движется от общего знания к частному), индуктивное (от частного к общему), умозаключение по аналогии (от частного к частному). В зависимости от числа посылок различают непосредственные (когда одна посылка) и опосредствованные умозаключения (когда две и более посылок). Умозаключение из двух простых суждений называется простым категорическим силлогизмом.

Важную роль в познавательном процессе играет интуиция,

которая представляет собой прямое, непосредственное усмотрение истины без обоснования и доказательства. Различают чувственную и интеллектуальную интуицию. Интуиции противостоит дискурсия т.е доказательное знание.

Познание так же связано с верой, которая предстает в философии как утверждение, принимаемое за истину без обоснования, как самоочевидную аксиому.

В контексте познания выделяют так же такие формы, как рассудок и разум. Рассудочная способность отличается тем, что она сохраняет устойчивую форму в процессе рассуждения, выступает как нечто готовое, сложившееся, а разумная способность напротив характеризуется тем, что носит диалектический, изменчивый характер, находится в процессе преобразования.

Главной целью познавательной деятельностью является постижение истины. “Что есть истина”? – Это вопрос, который волновал человеческих разум и спокон веков, образно говоря не давал ему покоя. Можно привести множество дефиниций истины отличающихся между собой глубиной трактовки, тем или иным ее пониманием. Вот одно из принятых сегодня ее определений: истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

У истины выделяют две стороны: объективную и субъективную. Она объективна с точки зрения содержания и субъективна по форме. Ее субъективность означает что она принадлежит человеку, находится в его сознании, а степень ее раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Истина объективна в том отношении, что в ней фиксируется содержание, относящееся к объективным моментам, существующим независимо от сознания.

В то же время объективность истины обуславливает его конкретность. Конкретность истины – это ее зависимость от условий места и времени, в которых тот или иной предмет существует и развивается. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. К формам истины относятся так же абсолютная и относительная их характеристика. Проблема относительного и абсолютного в истине основана на понимании истины как процесса. По словам Гегеля истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде. Познание развивается,

уточняя и пополняя знания, преодолевая заблуждения оно движется от истин относительных к истинам абсолютным. Относительная истина - это правильное в своей основе положение, которое является неполным, не точным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания. Абсолютная же истина – это знание, тождественное своему объекту и поэтому не может быть опровергнуто при ходе дальнейшего развития познания. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина – это две существенные стороны истины объективной. При этом относительная истина содержит в себе момент знания объективного, а абсолютная истина складывается из суммы относительных истин.

В этой связи встает вопрос о том, достижима ли абсолютная истина, может ли человеческое познание получить исчерпывающие знания о предметах и явлениях. Природа человека и природа мира – субъекта и объекта познания – делают невозможным постижение исчерпывающего познания мира в целом. Но вместе с тем не существует принципиальных границ, отделяющих познанное от еще не познанного. Расширяя границы познания, углубляя знания в мире, человечество будет приближаться к абсолютной истине постигая ее в истинах относительных.

Особый интерес вызывает вопрос о критерии, мериле истинности знаний. В истории философии на это счет высказывались различные, а иногда и просто противоположные точки зрения. Многие мыслители усматривали этот критерий в точности, очевидности тех или иных положений, ясности и отчетливости разума. Но большинство этих точек зрения не учитывали того факта, что подобный критерий следует искать не в самом познании, а за его рамками. Так было выработано представление том, что подлинным критерием истины является общественно – историческая практика. Очевидно, требуются некоторые уточнения. Речь по существу идет о том, что действительная практика служит главным, но не единственным ее критерием. Наряду с ней выделяется и формально – логический критерий, в котором учитывается связность и строгость, в соответствие знания предмету. В последнее время в качестве критерия истины берется и эстетический критерий. Он усматривается в стройности, изящности, гармоничности построения схем, отточенности формулировок.

Так в основных чертах выглядит сложный, многогранный и противоречивый процесс познаний.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Динамическая и статистическая закономерности | Тема 6. Философия науки

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 294; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.