Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Тема 11: Философия техники
1. Понятие техники, технологии и технической деятельности… 2. Техника и культура. Техницизм и антитехницизм в понимании роли техники в жизни человека и общества 3. Современный уровень технического развития общества. Информационное общество. 4. Социально-экологические последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.
Философия техники - область философско-методологических и социально-философских исследований феномена техники в современном мире, потому что роль техники в современном мире огромна. Она оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества: производство, культуру, образование, политику, искусство. Прогнозы на ее развитие определяют геополитическое положение стран в мире. Ее особое значение определило интерес философии к этому феномену. Философия техники зародилась в Германии в конце 19 века. Начиная с этого времени многие мыслители в рамках социальной философии рассматривали проблемы, связанные с научно-техническим прогрессом (НТП) и техникой. Это Шпенглер, Тойнби, Маркузе, Бергсон, Хабермас, Хайдеггер и др. Термин "философия техники" был введен Э. Каппом, который выпустил в 1877г. книгу «Основания философии техники" К родоначальникам относят также русского инженера П.К. Энгельмейера (1855-1942 г.г.). Основное развитие этого направления началось в 60-70е годы 20 века в работах Раппа, Шельски, Эллюля и др. В начале 70-х годов была сформулирована программа этого направления: переход от анализа структуры и динамики технического знания, от проблем методологии технических наук, к комплексному, междисциплинарному анализу техники как многоаспектного и противоречивого фактора развития человеческой цивилизации. В круг проблем, которые поднимает философия техники попадают следующие вопросы: 1. Что такое техника? 2. Каковы ее истоки и природа? 3. Как взаимосвязаны техника и наука? 4. Что такое техническое знание? 5. Какое влияние оказывает техника на экономическую, политическую, социальную жизнь общества и меняет ли техника самого человека? Существует множество определений техники: 1) греческое “технэ” - ремесло, искусство, мастерство; 2) совокупность приемов и правил выполнения чего -либо…; 3) деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире; 4) система орудий и машин; 5) средства труда в широком смысле - все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог вообще совершаться; 6) техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществления внеприродной программы, то есть осуществления самого себя; 7) совокупность материальных объектов, производимых обществом; 8) совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей; 9) система искусственных органов деятельности человека; 10) собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы. В энциклопедическом словаре понятие “техника” определяется в двух значениях: “… совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества” (Советский энциклопедический словарь. М., 1981г.). Там же определяется основное ее назначение: “полная или частичная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности”. Второе значение слова: “совокупность приемов и правил выполнения чего-либо…”. Наиболее полно с философских позиций рассмотрел феномен техники Хайдеггер. Он считает, что техника – это, во-первых, средство или инструмент для достижения целей и, во-вторых – это человеческая деятельность. Такой подход к технике называется инструментально-антропологическим. Его разделяли Ясперс, Шелер, Гелен и Хабермас. Хайдеггер же основываясь на античном понятии “технэ” предположил, что техника зародилась как одно из проявлений любознательности человека, как поиск истины. Постепенно превратилось в агрессию против нее. Такая метаморфоза угрожает в настоящее время уже самому человеку, так как он попадает в зависимость от техники. Отсюда основной задачей современного человека Хайдеггер считал в изменении технологического мировоззрения. Техника и культура. Первый период — примитивная технология «дикого человека». Это время названо автором «технология случая». Человек первобытного общества не отдавал себе отчета в существовании технологии как таковой. Технические действия такого человека примитивны, единичны, слитны, они скорее часть природы, чем творчество. Но такие действия присущи всем без исключения членам общины, отличие лишь в том, что женщины пользовались одними технологиями, а мужчины — другими. Открытия того времени не были результатом заранее обдуманных действий. Полезность изобретения осознавалась после, и само изобретение было делом случая. Иногда из целой серии действий просто отбиралось наиболее рациональное. Новшества вызывали благоговейный трепет, а вся технология была подобна волшебству. Будучи продуктами случайности, изобретения первобытной эпохи подчинялись закону вероятности, т. е. если имеется набор независимых комбинаций объектов, то «случай» будет состоять в том, что эти объекты однажды предстанут именно в таком сочетании, что человек без труда увидит в нем будущее изобретение, орудие. Второй период — это технология Греции, доимперского Рима, Средневековья. В эти исторические и культурные периоды набор технических действий значительно возрос, хотя соотношение «техническое — иетехническое» еще не давало шансов отказаться от природы и полностью положиться на технику. Но развитие ремесла, развитие более сложных технологий дает человеку определенную уверенность. Этот период назван периодом «технологии мастерства». При такой технологии изобретательство сводится на нет. Мастеровой лишь руководствуется нормами, традициями, особенностями «школ», зачастую неизменными на протяжении сотен лет, поэтому ремесленник закрыт для инноваций. Орудия при таком подходе играют роль дополнения к человеку. Появление простейших орудий труда, затем машин и всего того, что «естественной природе» не свойственно, уже на заре цивилизации породило представление о противоборстве искусственного и естественного. Такое противопоставление мы видим и в древних мифах, и в легендах, и в древних религиях. За жажду знаний и их получение человек расплачивался всегда. Собственное основание формообразовательного процесса, с одной стороны, открывает безграничные перспективы для социального прогресса, с другой — таит в себе опасность, которая, увы, возрастает. И здесь появляется вопрос о роли творца. Формообразование затрагивает не только предмет труда: сам мастер становится культурной ценностью и, совершенствуясь в своем искусстве, способен на все более дерзкие замыслы, способен под влиянием общественных потребностей конструировать все более совершенные по отношению к природной материи творческие формы. Отсюда следует вывод о безграничных возможностях и техники и культуры. Итак, человек, создав технику, получил возможность менять условия своего существования, но при этом меняться и сам. Он стал основоположником нового — культурного — процесса. И форма и материал в его руках обрели собственную основу и силу. Изделия мастера получили возможность функционировать наряду с человеком и с природой, внутренне дистанцируясь от нее. Кроме этого, сам мастер становился соперником природы, все больше уверуясь в своем превосходстве над ней. Техника — это сформированная мастером природная материя. Форма оказывается на стороне человека, субъекта культурного и творческого процесса, а материал — на стороне природы, объекта. Беря на себя ответственность формирования природной материи, человек вступает на рискованный путь развития. Созданные мастером (инженером) устройства, искусственные материалы, новые объекты способствуют тому, что цивилизация набирает силу и становится чуждой человеку, его культуре. Последствия технического прогресса не могли не стать предметом дальнейших споров и анализа. Культ техники породил многочисленную философскую литературу, споры о назначении техники, о роли технического мышления. Общепризнано сейчас, что техника есть средство, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает усилия, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Вместе с тем, во взаимоотношениях «человек — техника» появились новые аспекты, среди которых выделяются главные: • образ жизни человека в техносфере, • отношения «человек — машина», • граница между искусственным и естественным интеллектом, • природа и суть творчества. Проблема существования человека в техномире, созданном самим человеком, это, прежде всего, проблема соотношения искусственного и естественного. Всю свою жизнь, начиная с эпохи первобытного синкретизма, человек стремился освободиться от природной зависимости и покорить силы природы. Получив, наконец, эту свободу, человек, незаметно для себя, поставил на ее место технику и оказался в зависимости и от нее, и от непредсказуемых побочных последствий технической среды. Теперь он вынужден приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, познавать их и расплачиваться и здоровьем, и, увы, иногда и жизнью. Человек в техносфере духовно одинок: он оторвался от природы, утратил врожденные связи с ней, но оказался в роли «приемного сына» у техники. Все те достижения, о которых мечтало человечество, т. е. комфорт, автоматизация, рационализация, информатизация, компьютеризация имеют и обратную сторону, оборачивающуюся духовным и физическим дискомфортом. Нет сомнения, повернуть прогресс вспять никак нельзя: техника играет огромную роль в профессиональном развитии человека, в организации быта, экономии времени, совершенствовании и расширении коммуникативных связей, универсализации личности. Главное в сложившейся ситуации — избежать духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности. Неизбежность, обусловленная техникой, может быть смягчена путем интеграции технического и гуманитарного знания, через воспитание и формирование нового мировоззрения, являющего собой гармоничное отношение к миру и к себе.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 150; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |