Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Современный уровень технического развития общества. Информационное общество

Осмысление природы, выделение новых областей точного знания заложили основы рационалистического мировоззре­ния и материализма. Но до конца XIX в. науки частично раз­вивались в стороне от техники, хотя и имели техническую ори­ентацию. С развитием производства и промышленности, по­явлением новых средств коммуникации и источников энергии наступает новый этап во взаимоотношениях науки и техники, что привело к формированию разнообразных технических те­орий. Техника, детище науки, продемонстрировала весь свой негативный потенциал, закодированный в науке. Масштабы развития современной техники привели к возникновению осо­бого технического мира, законы развития которого требуют пристального к себе внимания.
Можно выделить несколько различных аспектов изучения техники.

I • Естествознание и инженерная экология изучают взаимо­отношения техники и природы, устанавливают взаимо­связи типа «техника — природа».

• Антропология, психология, физиология, эстетика, эрго­номика изучают взаимоотношения человека и техники, ус­танавливаются взаимосвязи типа «техника — человек» или «человек — машина».

• Социология, экономика различных отраслей производ­ства, культурология, рекламоведение изучают взаимоот­ношения между техникой и обществом, техникой и миро­вым цивилизационным процессом, техникой и социокуль­турным миром, устанавливаются взаимосвязи типа «техника — социум».

•Технические науки изучают различные внутр.итехничес-кие взаимосвязи и устанавливают внутреннюю логику и природу технического объекта.

• Дизайн осуществляет взаимосвязь между техникой и ис­кусством, формирует предметно-пространственную среду.

Дизайн является новым направлением в развитии культу­ры индустриального общества. Сейчас уместно говорить о культуре постиндустриального общества, которое выступает под разными названиями: технотронное, информационное, супериндустриальное и т. д. В принципе, не так важно назва­ние, как суть изучаемой проблемы.
Постиндустриальное общество — новое общество, осно­ванное на экономическом росте, высокой технизации труда, росте благополучия.
В 60-х — начале 70-х гг. известные западные ученые Д. Белл, Д. Рисмен, Р. Арон, А. Тоффлер, Г. Маркузе и другие показали принципиально новое содержание общества, фор­мирующегося в тот период. Основные черты этого общества стали рассматриваться как новая ступень развития человече­ства. Качественные изменения, наблюдающиеся в развитии почти всех сфер культуры постиндустриального общества, ка­саются не только экономики, искусства, политики, производ­ства, техники и т. п., но и — и это главное — мировоззрения человека.
Формирование нового типа человека как носителя постин­дустриальной культуры проходит через образование, науку, искусство.
Постиндустриальный человек — человек, обладающий но­вым типом мировоззрения. Особое место в его формировании принадлежит техническим открытиям, связанным, во-пер­вых, с информационным обменом, во-вторых, с широким вне­дрением разнообразных технологических процессов, массо­вым применением техники. Преодоление географических, языковых барьеров привело к расширению культурного кру­гозора, а отыскание новых способов передачи идей и образов, интернациональность культуры способствовали формирова­нию новой социально-психологической атмосферы. На этой базе сложились мировоззрение техницизма, культ техники и непоколебимой веры в ее определяющую роль. Техницизм по­степенно стал господствующим типом мировоззрения.

Техника непрерывно перестраивает жизнь людей и изме­няет социально-экономический облик общества. Но одновре­менно с этим ужесточаются противоречия и стимулируется рост неравновесности биосферы. Благодаря искусственному миру, человек овладевает все новыми видами энергии, иног­да далеко не безопасными для себя. Темпы этих изменений все время нарастают, т. е. современные энергетические воз­можности «второй природы» можно теперь сравнить с мощ­ностью естественных (вулканов, ураганов и т. п.). Нараста­ющая неравновесность и дисгармония во взаимоотношениях природы и человека и те опасности, которые таит в себе по­стиндустриальное общество, постепенно начинают занимать все большее место в научных и философских публикациях: ведь многие явления носят глобальный характер и устранить последствия их уже невозможно. Необходим радикально но­вый подход и поиск альтернатив современным тенденциям и в развитии общества, и в его взаимоотношениях с окружаю­щей средой. Становится очевидным, что наши новые, постин­дустриальные стандарты, наша новая мораль и развитие «второй природы», дошедшие порой до абсурда, должны ис­ходить из того, что природа и человек — суть единое взаимо­зависимое и взаимодополняющее целое. Поэтому проблема человека — это проблема природы, а вопросы сохранения природы — вопрос существования человеческого сообще­ства. Человеческий разум, создавший некогда удобную ему «вторую природу», позже — промышленность, городскую ци­вилизацию, должен нести теперь ответственность за содеян­ное. Вот почему разуму необходимо противопоставить нравственность, в основе которой лежит религиозное начало. Яр­ким выразителем этих идей являлся В. Вернадский. Размыш­ляя о противоречиях между природой и человеком, он пони­мал, что они возникли не сейчас, но именно сейчас этот воп­рос стал наиболее болезненным. Разрешение он видел совсем не в отказе от всех достигнутых благ от того, что могут дать разум и городская культура, а в том, что в опоре на разум, на науку, на новую нравственность и новое мировоззрение нуж­но строить новую цивилизацию. Эта проблема может пока­заться неразрешимой. Тем не менее возникают некоторые отправные позиции, позволяющие надеяться на смягчение остроты некоторых противоречий. Мы стали лучше понимать смысл слова «компромисс» и по-новому ищем подходы к раз­решению конфликтных ситуаций. Все это позволяет надеять­ся на то, что мы однажды научимся избегать разрушитель­ных противоборств. В какой степени новые научные теории смогут помочь в решении конкретных вопросов, покажет бу­дущее. Интеграция гуманитарного и технического знания как один из способов преодоления кризиса культуры
Чем более мощной по степени своего воздействия на при­роду становится техносфера, тем более высокие требования должны предъявляться нравственным и профессиональным качествам человека. Появление мощных технологий изменя­ет понятие профессионализма, потому что гарантом безопас­ности служит именно высокий профессиональный уровень.
Одна из важных ролей должна отводиться образованию, главная цель которого, наряду с широким информационным кругозором, аналитическим складом ума, знанием общих ес­тественнонаучных законов, — воспитание планетарного мышления. Такой тип мышления исключает замкнутость про­фессионала на непосредственном предмете своих занятий. Считается, что все интеллектуальные и технические иннова­ции порождены запросами общества. Т. Адорно, известный немецкий социолог и философ, писал, что в техносфере, по сути, продолжается вся гамма обычных человеческих возмож­ностей — физической силы, чувств, интеллекта. И остро не­достает общественного изучения процессов технического про­изводства, и тех способов, какими общественные мотивации входят в конкретный образ технических операций.

Что происходит сейчас? Развитие новых, все более услож­ненных технологий обретает относительную автономию за счет не поддающегося прогнозу процесса генерации новых идей. Высокий информационный уровень коммуникативных связей способствует быстрому распространению их в социу­ме. Происходит зачастую рассогласование динамики разви­тия конкретного социума и воспринятых усложненных техно­логий, ориентация на конъюнктуру. И чем большее по значи­мости место в профессиональной пирамиде занимает специа­лист, тем ответственней он должен относиться к принимае­мым решениям. Одной компетенции профессиональной недостаточно, нужна компетенция социальная, т. е. овладе­ние культурой в самом широком ее понятии. Уровень социаль­ной компетенции определяется ценностными ориентациями человека.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 11: Философия техники | Социально-экологические последствия НТП

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 347; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.