Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Все концепции права в целом относятся к романо-германской правовой системе

II.II Следующая группа права – англо-саксонская правовая традиция. Юриспруденция решений. Является более прагматичной. Все социологические концепции сводятся к тому, что право – это то, что можно защитить в суде. Субъективное право – первично. Право возникает в судебной практике. Объективное право уже складывается на основе сформированных типов субъективных прав. О.У. Холмс сказал, что индивидуальные притязания будут защищаться судами. Судьи должны ориентироваться на нормативные акты и судебные прецеденты. Если нет прецедентов – то на свои представления о защите. Даже при наличии прецедентов, судьи ориентируются не столько на них, сколько на различные социальные факторы.

Выделяются 2 направления – 1) гарвардская школа Р. Поунут. И 2) школа реалистов – О.У. Холмс. Сторонники гарвардской школы говорят, что судьи ориентируются не только на правовые акты, а на и социальные факторы. Судьи скорее защитят интересы наёмных работников в спокойной экономической обстановке, чем работодателей, и наоборот при напряжённой. Взгляды, предпочтения судьи, а также и общественное мнение влияют на процесс принятия решения судьёй.

Реалисты говорят, что правовые нормы вообще не оказывают влияния. Пример, дело о расовой сегрегации. Они впервые были поставлены под сомнение, как противоречащие Конституции. Суд постановил, что права равные, но раздельные. Белым – одно право. Чёрным – другое. Потом было принято решение, что права одинаковые для всех. Браун против Комитета по образованию.

3) Психологический позитивизм также тесно примыкает. Петражицкий был единственным российским теоретиком права, который создал свою собственную, а не интерпретировал западные. Он сводил право к тем или иным психологическим переживаниям. 3 процесса – 1) познание 2) оценка и 3) воля. Петражицкий добавил ещё одну – 4) эмоция – это сплав, совокупность всех предыдущих трёх. Переживание этического долга – это переживание необходимости вести себя тем или иным образом. Они делятся на 2 вида – императивные переживания. Носят односторонний характер. Человек в ситуации должен поступить определённым образом. Второй вид – императивно-дистрибутивные переживания, двусторонние. Как должен поступить человек и права требования от объекта переживания.

Пример подачи милостыни бедному – одностороннее переживание. Пример взятия кредита – двустороннее переживание.

Социологический позитивизм привёл к размыванию предмета юриспруденции. Из всего разнообразия социальных факторов право почти не выделялось. Многие не могли объяснить, чем право отличается от других социальных норм. Многие из сторонников социального позитивизма были именно социологами, а не юристами.

III. Неолегизм. Является реакцией на недостатки классического легизма. Легизм не мог объяснит международное конституционное право. Попытка объяснить право через самого себя и само по себе. Отсюда и учение о чистом праве, без примесей политологии, социологии и так далее. Право, согласно Кельзону – продукт интеллектуальной деятельности. Чистое учение о праве. Есть система принуждения и подчинения. Право возникает, когда мы представляем его определённым образом. Изолированное правило поведения не может рассматриваться как система. В основе системы лежит правовая норма. По Кельзону право – это мир должного. Правовая норма – это правило должного поведения. Вслед за Кантом была идея мира должного и мира сущного.

Из чего следует необходимость подчинения? Из актов подчинения. Это обоснование возможно, если мы представлен право как логически упорядоченную систему, где каждая правовая норма обладает 2 нормами. Право – это мир должного. А государство – это мир сущного. Каждое требование должного имеет объективный и субъективный смысл долженствования. Право – это система иерархически организованных правовых норм. Каждая правовая норма имеет два признака: действительность и действенность. Действительность – это признак, отвечающий на вопрос «почему?», а действенность – «реализуется ли она на практике?». Норма действительна, если она подходит вышестоящей норме. Действительная норма может реализовываться на практике или нет. Но если она вообще нигде не действует и никто ей не следует, то она исчезает.

Примат норм внутреннего права. Формализм системы заключается в том, что она создана в надлежащей форме от высшей инстанции. Мальчик слушается отца, так как он выше. Отец имеет право от Бога. Первоочерёдная норма не установлена, а постулировано. Право – логически замкнутая система норм, где государство не нужно. Люди должны придерживаться установленному правопорядку. В понятие соответствия может закладываться разное содержание. Содержание нижестоящей нормы логически выводится из вышестоящей. Либо когда нижестоящая норма создаётся по законам вышестоящей нормы. Это два основания нормы: динамический и статический или материальный и формальный.

Материальная модель объяснения от низшего к высшему отвечая на вопрос почему? Не всегда правильно. Так до бесконечности.

Формальная модель объяснения, которая приводит к воли Всевышнего, а по Кельзону Он не может быть нормой права. Поэтому нормой права является Конституция. Для права приемлема только формальная модель объяснения. Норма должна быть потому что она принята судом. Положения закона действительны, потому что они приняты парламентом согласно Конституции.

Основная норма у Кельзона – логическое допущения для обоснования действительности всей системы норм. Она создана для прерывания бесконечных вопросов «почему». Необходимо соблюдать Конституцию.

Действительность правопорядка увязывается с его действенностью. Правопорядок действителен, если этот правопорядок действенен.

Через постулирование нормы Кельзон решает и проблему примата норм международного права.

Действительность Конститутции обосновывается МП. Конституция действительна, если создаётся политически незаисимым сообществом. Основную норму нужно определять содержательно. В его учении о праве есть элементы правовой школы. На место основной нормы можно оставить основную природу вещей, природу человека, международно-правовые обычаи. Однако это причинно-следсвтенные отношения, а не система должествования. Воля Всевышнего – это метафизическое допущение. По-этому с его точки зрения, не может быть нормой права.

Основная идея неолегизма – право объясняется из самого себя, без задействования гос-ва. Не право производно от государтсва, а государство производно от права.

Концепция Герберта-Харта. О праве можно говорить как о системе норм. Приобретается качество право, когда правила поведения упорядочиваются. Все правоые нормы ножно разделить на первичные и вторичные.

Первичные (правила обязывания) – требования должного поведения, адресованные частным лицам.

Правила признания отвечат на вопрос, какие существуют правила обязывания. Любой субъект должен знать систему правопорядка.

Правила решения – это правила, в соотвтетсвии с которыми применяются правила обязывания для разрешения конкретных споров.

Харт обращается к социальной практике. Если должностные лица ведут себя таким образом, что подверждают правила признания, то они таковыми являются. Если все соблюдают Конституцию, то она является Конституией.

Внутреннее восприятие правила – осознание необходимости этого правила. Внешнее – реакция на правило, чтобы избежать наказания. Пример – переход улицы на зелёный свет. Меня никто не оштрафует, если перейду на красный, но я это не делаю (ага, не делаю, конечно) Так вот это внутренее восприятие нормы. Необходимо, чтобы официальные лица относились к правилам с внутренней стороны, внутреннего отношения к правилам признания. Это и есть по Харту последнее правило признания, которое обосновывает всю систему правопорядка.

В этом смысле Кельзон более последователен, чем Харт. По Кельзону требование налогового полицейского является легитимным, так как оно подтверждено законом. У Харта это первичное правило обязывания.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Борьба носит силовой характер и те группы, кто смог утвердиться, той и производит право | Непозитивизм

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 192; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.