Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Критика учения Платона об идеях

Аристотель – ученик Платона, но вместе с тем – это самостоятельный

оригинальный философ. Поэтому в учении Аристотеля содержится критика учения Платона об идеях. Эта критика направлена, во-первых, против субстанциализации идей и превращения их в некие самостоятельные сущности, во-вторых, против отрыва идей от вещей.

Ранее мы уже видели, что в учении Платона содержится понимание названных проблем и попытка их решения, предпринятая в диалогах «Софист», «Парменид», «Филеб». Критика Аристотеля, поэтому, во многом повторяет критические замечания самого Платона. Эта критика содержится в 4-й и 5-й главах 13 книги «Метафизики» Аристотеля.

А. Основной тезис Аристотеля.

Принципиальное возражение Аристотеля вызывает платоновское противопоставление понятий (эйдосов, идей) и чувственных вещей. Сущность вещи (бытие) не может существовать в отрыве от самой вещи. Аристотель четко фиксирует источник возникновения теории идей: противопоставление текучести вещей и их постоянно-пребывающей сущности (См.: аргументы Платона в диалоге «Теэтет»).

Б. Аргументы Аристотеля.

1). Гносеологический аргумент. Если идеи независимы от чувственных вещей, то они совершенно бесполезны для их познания. Если идеи только общее, содержащееся в вещах, то в них нет никакого нового содержания.

2). Онтологический аргумент.Если идеи независимы от чувственных вещей, то они совершенно бесполезны не только для их познания, но и для их существования. Термин Платона об «участии» идей в вещах, о «причастности» вещей идеям, есть только метафора. Вещь и ее сущность должны быть связаны по бытию (этот аргумент есть у самого Платона – см.: «Парменид»).

3). Логический аргумент. Этот аргумент Аристотеля о мыслимости отношений между идеей и вещью и между идеями «общими» и идеями «частными» называется аргумент «третий человек» (tritos anthropos).И повторяет опять же аргументы самого Платона (от него Платона переходит к становлению как способу «соединения» и «связи» идеи и вещи).

4). Каузальный аргумент. Этот аргумент Аристотеля сводится к тому, что теория идей не может объяснить движение и становление (возникновение) как важнейшие свойства чувственного мира. Мы ранее видели, что у Платона есть только подходы к объяснению этого процессов.

Вывод Аристотеля: Действительно сущими являются только материальные, чувственные вещи. Вещи обладают сущностью (oysia) и эта сущность есть понятие вещей, выражающее их бытие. Теория идей как самостоятельных сущностей ложна.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Жизнь и сочинения | Учение Аристотеля о форме и материи

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 217; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.