Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Каноника и физика Эпикура

В соответствии с традицией эллинистической философии выделявшей в философии физику, логику и этику, Эпикур также в своем учении выделяет физику, канонику (теорию познания) и этику.

А. Теория познания Эпикура.

а). Каноника – это учение о критериях истины и правилах (канонах) познания. Познание состоит в правильном назывании предмета, т.е. в обозначении предмета словом. Критерием совпадения имени и самого предмета являются восприятия (ощущения), предвосхищения и претерпевания.

б). Все наши знания – из ощущений, но восприятие всего лишь указывает на наличие предмета ощущений и само по себе неразумно. Однако, как происходит само восприятие вещей? Восприятия происходят путем проникновения в нас “образов вещей” (видиков), которые, отделяясь от поверхностей вещей, достигают органов чувств. Видики – материальны и воспроизводят форму вещей. Достигая соответствующих органов чувств, они порождают действительное восприятие, достигая других органов тела – фантастические.

Такое представление о возникновении восприятий восходит к Демокриту, однако Эпикур считает чувственные качества не субъективными, а объективными . (Справедливости ради, следует сказать, что и у Демокрита тоже была такая точка зрения) Объективность чувственных образов обуславливается их атомным строением и тем, что соответствующие частицы “приспособлены” к возбуждению соответствующего органа так, что ощущения нас никогда не обманывают. Обманывать нас могут только мысли, т.е. прибавления к ощущениям, иначе говоря – предвосхищения.

Поэтому ключевая роль в познании Эпикуром отводится предвосхищению (prolepsis).

в). Предвосхищения – это закрепившиеся в результате многократного повторения ощущений целостные образы предметов. В этом смысле предвосхищения предшествуют непосредственным ощущения и сразу дают образ предмета, скрепив его со словом. Предвосхищения – это не просто общие представления или понятия, но и не врожденные идеи, но – воспоминания того, что нам являлось раньше чаще всего.

Заблуждение возникает когда, слово употребляется без его епрвого значения, т.е. не восходя к соответствующим восприятиям. Отсюда метод познания Эпикура – это индукция.

г). Претерпевания – удовольствие и страдание – являются критериями поведения – предпочтения и избегания.

Б. Физика Эпикура.

а). Атомизм Эпикура. Эпикур придерживается атомистической точки зрения о том, что весь мир состоит из атомов и пустоты. Атомы отличаются формой, величиной и тяжестью. Форм атомов много, но не бесконечное количество. Атомы – малы по размерам и не может быть атомов размером во вселенную, как считал Демокрит. В это случае атомы были бы предметом чувственного восприятия.

Эпикур решает проблему чувственного восприятия следующим образом. Он утверждает, что воспринимаются целостные вещи, а не их отдельные свойства. Качества вещей – объективны и являются выражением целостности вещи, т.е. не сводятся к свойствам атомов, из которых состоит вещь. Качества – форма, цвет, запах, вкус и т.п. – существуют объективно, но как свойства целостных вещей. Существуют объективно и потому воспринимаются. Они принадлежат не атомам самим по себе, но целым телам.

Пустоту Эпикур также понимает по новому: пустота есть то, что имеет качества в зависимости от взаимоотношений материи (атомов). Поэтому Эпикур выделяет разные характеристики «пустоты» и «времени».

б). Главное отличие атомизма Эпикура от демокритова в том, что признается наличие веса у атомов. Ибо это не только выделение привилегированного направления движения атомов «сверху – вниз», но и ограничение демокритовского детерминизма. Случайное, спонтанное отклонение от прямолинейной траектории, признаваемое Эпикуром за доминирующее движение атомов, есть решение проблемы причинности всего сущего. Признание самодвижения сущего.

Вывод: Признание спонтанности наряду с необходимостью как двух закономерностей существования сущего является общефилософским основанием философии Эпикура, ибо ведет не только к «снятию» жесткой необходимости в объяснении природных явлений, но к признанию свободных явлений в социальной жизни.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Эпикур: жизнь, произведения, школа | Этика Эпикура

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 206; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.