Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Этика Эпикура

А. Учение о счастье.

Цель философии – достижение счастья. Смысл философии в том, что она дает знания, позволяющие избавиться от страха перед жизнью, смертью, загробной жизнью, судьбой. Счастье – это неомраченное ничем удовольствие. Однако, этика Эпикура не сводится к ничем не прикрытому гедонизму. Дело в том, что удовольствие может быть только от разумной жизни. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно» (Гл.мысли, V).

Однако, это довольно общее место во всей греческой этике (особенно – у киренаиков). Достаточно общим местом является и требование об ограничении желаний и потребностей. Удовольствие как конечная цель жизни предполагает свободу от телесных страданий и душевных тревог. Что же нового в этике Эпикура?

Б. Учение о Богах.

Новым в этике Эпикура является то, что он связывает атараксию (безмятежность) с отвержением вмешательства богов в человеческую жизнь. Если удовольствие это высшая цель жизни вообще, то это справедливо и для бессмертных. Но это значит, что и боги стремятся к удовольствию, понятому как безмятежная жизнь. Поэтому Боги не имеют страстей и стремлений, а, следовательно, не вмешиваются в жизнь людей. Действительные Боги – погруженные в самонаслаждение, высшее счастье и блаженство существа, состоящие из атомов тончайшей огненной материи. Они обитают в пространстве между мирами, совершенно безотносительно к этим мирам.

1). Боги существуют, о чем свидетельствует всеобщее согласие, но никак не могут влиять на жизнь людей.

2). Об этом свидетельствует и наличие зла в мире. Во-первых, признать Богов ответственными за зло, значит, во-первых, уподобить их людям, во-вторых, лишить их воли к удовольствию. Следовательно, зло от людей, именно потому, что боги не вмешиваются.

Таким образом, эпикуреизм отвергает божественный промысел. Если человек и почитает Богов, то вовсе не с целью вымолить у них какие-либо дары или блага, но исключительно ради эстетического наслаждения. (Здесь нужно сравнить отношение к Богам у Эпикура и у Сократа в его речи на суде). Но если нельзя допускать мысли о божественном промысле, то это значит, что человек стоит перед проблемой свободы и ответственности за собственные поступки.

В. Учение о свободе человека.

а). В этике Эпикура находит завершение его учение о спонтанном движении атомов. Эпикур считает, что одни события происходят необходимо, другие случайно, а третьи – зависят от нас. «…Необходимость безответственна, случай непостоянен, но то, что зависит от нас, ничему не подвластно…» (К Менелаю, 133). Следовательно, Эпикур утверждает возможность для человека выбрать свой путь, руководствуясь своими принципами. Случай есть просто условие для свободного и разумного действия. Отметим, что в своей этике Эпикур и его последователи не просто отвергали Демокритовскую трактовку необходимости, но не видели и возможностей Демокритовского объяснения свободных поступков. (Отметим, что понимание жизни как ответственности возникает у Эпикура без влияния Сократовской философии, исключительно из логической аргументации, направленной против физики Демокрита).

Мудрость и счастье состоят в достижении независимости от всего, что нарушает спокойствие духа – и от влияния мира, толпы, и от собственных страстей и пустых желаний. Счастье – невозмутимость духа (ataraxia), которая достигается длительным упражнением и обучением (askesis). Но «аскеза» Эпикура – это не умервщление плоти, но воспитание человека, прежде всего – в освобождении от собственных страхов.

б). Достижение атараксии связано с преодолением главного страха – страха смерти. Эпикур, как атомист, уверен, что душа смертна. Душа есть «тонкое тело», имеющее разные «модусы» и проявления – дыхание, теплоту, способность к ощущениям и т.п. Когда разлагается целое, т.е. человек (единство тела и души как конфигурации атомов), душа рассеивается. Но в таком случае, «смерть не имеет никакого отношения к нам: ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого отношения» (Гл.мысли, V). Разумное отношение к смерти есть победа над нею.

Выводы: Этика Эпикура не может быть понята как геденистическая этика. Счастье как конечная цель жизни и стремление к удовольствие у Эпикура заменяется, во-первых, пониманием собственной свободы от страстей, в том числе – от страха смерти, во-вторых, пониманием ответственности за свои поступки. Жизнь человека есть его дело, его поступок.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Каноника и физика Эпикура | Понятие античного скептицизма

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 221; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.