Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Позднейший пирронизм

А. Учение Энесидема.

По свидетельству Диогена Лаэртского в I в.до н.э. существовала обширная скептицеская щкола с центром в г.Александрии. Секст Эмпирик в «Пирроновых речах» так излагает следующим образом основные положения (10 тропов) философии Энесидема:

· Разнообразие живых существ,

· Разница между людьми,

· Различное устройство органов чувств,

· Разные условия познания (обстоятельства),

· Положения, промежутки и местности,

· Наличие примесей,

· Различное соотношение величин и устройств предметов,

· Различие относительно сущностей вещей,

· Различие в постоянстве или редкости,

· Различие способов суждений, обычаев, законов, верований и догматических положений.

Секст Эмпирик проводит следующую классификацию этих тропов, подведя их под трикатегории: (1-4) – “от судящего”, (7, 10) – от “подлежащего суждению”, (5,6, 8, 10) – “от того и другого”. Иначе говоря, аргументы против возможности познания опять относятся к относительности (релятивности) всякого познания.

Б). Агриппа.

Агриппа-скептик вводит еще 5 тропов:

· От разногласия, который заключается в неустранении разногласий между философами.

· От продолжения в бесконечность, который заключается в признании бесконечности, а следовательно, невозможности обоснования и доказательства, ибо они тоже требуют обоснования и доказательства, и т.д. до бесконечности.

· От связи, который основан на мысли, что всякая вещь постигается в связи с другими, а потому сама по себе непознаваема.

· От предположения, который состоит в том, что стремление избежать “регресса в бесконечность”, приводит к принятию произвольных предположений.

· От взаимности. Когда процесс познания в органах чувств обосновывают истечениями от предметов, а представления об истечениях от предметов обосновывают наличием органов чувств.

Аргументы Агриппы, хотя частично пересекаются с аргументами Энесидема, но отличаються логической природов и направленнотью на логическую форму высказывания.

 

Заключение.

Скептицизм – одна из великих школ поздней античной философии, одна из трех великих систем, возникших в эллинистическо-римской философии. “Не знаю, и уклоняюсь от суждений. Живу согласно благоразумию, жизненному опыту, здравому смыслу и обычаю”.

 

 

Литература:

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., Мысль, 1976. С. 191-197, 202-203, 378-393.

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., высшая школа, 1991, С. 143-150, 170-176.

 

Дополнительная:

1. Богуславский В.М. Скептицизм в философии. – М., Наука, 1990. С. 7-25.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Пирронизм» и «академический» скепсис | Философия стоицизма: персоналии и источники

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 124; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.