Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Пирронизм» и «академический» скепсис
А. Пиррон из Элиды. О творчестве Пиррона из Элиды (360 –270 г.г. до н.э.) мы знаем из социнений его ученика Тимона из Флиунта. Основные идеи Пиррона, по сведению Тимона, следующие: 1). Для достижения знания нужно знать троякое: во-первых, происхождение вещей, во-вторых, как следует к ним относиться, в-третьих, что мы получим от такого к ним отношения. 2). Вещи невыразимы, неразличимы, неустойчивы, и вызывают разногласия. Поэтому, нельзя отличить ложное от истинного. 3). Следовательно, следует воздерживаться от всяких мнений и быть невозмутимым. Следует отметить, что у Пиррона воздержание от высказывания (epoche) – это не только гносеологический прием, но и этическая установка, ибо оно ведет к атараксии. Правда, требование безмятежности у Пиррона, по некоторым воспоминаниям, приводила к крайностям бесчеловеческого поведения, что и породило негативное отношение к пирронизму в течение последующих 2-х веков. Б. «Академический пирронизм». а). Аркесилай (ок. 315 –240 г.г. до н.э.) сочетал платонизм с мегарской диалектикой и скептицизмом. Критиковал стоиков. Он провозглашал, что целью является не атараксия, а само воздержание от суждений. Если между истиной и ложью нет разницы, если 2согласие» не гарантирует истины, то мудрый должен воздерживаться от суждений и быть «благоразумным» (eylogon). Тот, кто в своих поступках основывается на благоразумии, тот преуспевает в них. А благоразумный поступок, т.е. надлежащий и морально оправданный, это тот, который проявляется в его успешности. б). Карнеад из Кирены (214 – 129 г.г. до н.э.) – представитель Третьей Академии. Резко критиковал стоиков. Воздержание от суждения он обосновывает не только недостоверностью чувств, но и недостоверностью разума. Однако, его скептицизм более умерен, чем скептицизм пирронистов и Аркесилая. Нужно воздерживаться не от всякого суждения, но от суждения о «безусловной и абсолютной» истине. Но высказываться о вещах и явлениях – благоразумно (eylogon). Благоразумие это предусматривает различную степень вероятности: одни суждения – вероятны, другие –нет. Главное отличие Карнеада от пирронистов и аркесилая в том, что они требуют в жизни следовать сложившимся традициям, а он – вероятностному знанию. Таким образом, скепсис Карнеада распространяется на сущность вещей, исключая ее постижение.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 155; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |