Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Логика и теория познания стоиков

А. Логика и учение о «лектон».

Логика и теория познания ранних стоиков формируется под влиянием мегарцев. Но стоицизм ставит проблему правильного мышления. На этом пути стоики обнаруживают язык как особый предмет мысли, как средство выражения правильной мысли. Поэтому стоики делят свою логику на следующие дисциплины: а). «диалектику», т.е. науку о правилах связного изложения, и б).риторику, т.е. науку о правилах, руководящих беседой.

Согласно воззрениям стоиков существует неразрывная связь между мыслью и словом. Поэтому предмет размышлений стоиков – логос - и слово, и мысль. Диалектика подразделяется на логику, предметом которой является мысль («обозначаемое») и грамматику, предметом которой слово («обозначающее»).

 

ЛОГИКА

 
 

 


ДИАЛЕКТИКА РИТОРИКА

(учение о предложении) (учение о беседе)

 
 

 


ЛОГИКА ГРАММАТИКА

(мысль) (слово)

 

Стоики впервые в истории логики открывают «треугольник отношений» между реальным объектом (источником знаний), мыслью, выражающей сущность этого объекта, и выражающего ее слова (символа).

 

МЫСЛЬ

 
 

 

 


СИМВОЛ РЕФЕРЕНТ

(слово) (объект)

 

Два элемента – телесны (объект и слово), одно же – бестелесно (lekton). “Лектон” есть словесно оформленное содержание, мысль – понятие илди представление. Основное открытие стоиков заключается в том, что “лектон” не существует вне словесного оформления, но и само слово без “лектон” – бессмысленное сочетание звуков и букв. Вообще, теория “лектон” стоиков есть первая теория значений в истории науки.

Б. Теория познания.

1). Происхождение чувственных образов.

Теория познания стоиков исходит из сенсуалистических представлений о том, что всякое знание исходит из ощущений. Стоики первые вводят образ tabula rasa. Ощущение закрепляется в сознании посредством памяти. Содержание сознания – это ассоциации, по случайности, по сходству, по аналогии, по соединению или по противоположности. Таким образом, от ощущений стоик восходит к понятиям (представлениям или phantasma).

Понятие есть “подобие” предмета, связанное с тем, что в его основе лежит отпечаток предмета в душе. Стоики выделяют следующее:

· “фантасию” – непосредственное впечатление от предмета,

· “фантастон” – образ, производимый от фантасии, но не связанный непосредственно с предметом (воображаемое),

· “фантастикон” – фантазия в современном смысле слова,

· “фантасма” – призрачное представление, рождаемое в состоянии безумия.

2). Проблема истинных образов.

Таким образом, стоики фиксируют активность субъекта познания и его способность порождать пустые образы.

А). Каталептические представления. Акт познания, приводящий к истинному восприятию и рождающий «согласие» субъекта, - это акт постижения («каталепсис»). «Согласие» субъекта – это волевой акт. Таким образом, стоики впервые четко фиксируют «включенность» воли в процесс познания. Иначе говоря, разумная деятельность включает в себя не только восприятие и логическое постижение (понимание). Особенность логического постижения – это мысленный переход от того, что воспринято, к тому, что не воспринималось, но будет воспринято.

Б. Антиципации или предвосхищения. Кроме «каталептических» представлений есть еще антиципации (предвосхищения). Но теория предвосхищений у стоиков отличается от эпикурейцев, ибо это процесс образования представлений обыденного познания.

В. Научные понятия. Научные понятия образуются посредством воспитания. Высшими среди них являются категории («общие понятия»). Стоики выделяют 4 категорий:

· субстанция – логический субъект, грамматическое подлежащее и онтологическая субстанция,

· качество –логический и грамматический предикат, онтологическое свойство,

· собственное качество субстанции,

· отношение субстанции к своему собственному качеству,

3. Учение о сущем.

Высшей категорий стоиков является «сущее» или «нечто». Сущее обязательно есть нечто субстанциальное, и как таковое оно бескачественно. Определяясь в качественном отношении, сущее разделяется на отдельные субстанции (сущности), т.е. вещи. Каждая из них обладает общими качествами и собственными, присущими только ей качествами. Наконец, каждая вещь находится в разных отношений с другими сущностями.

Вывод: Логическое учение стоиков тесно связано с их учением о сущем, ибо сущее имеет смысл (lekton) и находит словесное выражение.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философия стоицизма: персоналии и источники | Физика стоиков

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 219; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.