Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Физика стоиков

Натурфилософия стоиков носит эклектический характер: в своей основе она материалистична, но в своих выводах непоследовательна и идеалистична. натурфилософия стоиков не есть просто возврат к натурфилософским взглядам досократиков. После концепций Платона и Аристотеля такого возврата быть не могло.

А. Мир.

Существуют только тела; бестелесное само по себе (пустота, лектон) не существуют. Время, место, лектон и т.п. существуют только в связи с существованием материальных тел. Всякое тело имеет субстрат (субстанцию), наделено качествами, которые делают его определенной вещью. Качества есть основные и неосновные. Тела состоят из четырех стихий.

Мир в целом представляет собой самодвижующуюся природу-фюзис, состоящую из 4 стихий, одна из которых – огонь – есть главенствующая (влияние Гераклита). Однако стоики выделяют два начала в мире: пассивную природу, материю (страдательное начало) и активную природу, бога, разум, логос (деятельное начало). Страдательное начало есть вещество, деятельное начало есть вечный разум (несомненное влияние аристотелевского учения о форме и материи). Но стоический бог (логос, разум) сам телесен, он есть “творческий огонь”, который находится в самой материи и неотделим от нее. Таким образом, Бог стоиков не только творческий огонь, но разум (логос) мира, семя мира (зародыш), «сперматический логос».

Однако смешение различных влияний в натурфилософии стоиков приводит к эклетичности их концепции рассмотрения мира: мир рассматривается с двух точек зрения.

1). Физическая точка зрения. Возникновение космоса есть сгущение первоматерии (огня), из которой выделились первостихии, затем образовавшие видимые тела (вещи). Дело в том, что тела представляют собой как бы «дуновения» (pneumata), ибо сами первостихии имеют в своей основе “пневматический тонус” творческого огня. Это напряжение и есть непосредственный источник возникновения телесных вещей. Все мировое развитие подчинено необходимости и строго детерминировано. Однако, в отличие от атомизхма эпикурейцев стоики более последовательно проводят свой детерминизм, доводя его до фатализма: всеобщая необходимость есть судьба мира. Мир имея начало во времени, имеет и конец. Развитие мира подчинено закону вечного возвращения.

2). Теологическая точка зрения. Божество превращает часть своей субстанции (огня) в другие стихии, в которых теперь оно пребывает в виде “сперматического логоса”. В результате из взаимодействия стихий возникает “мировое тело”. В теле божество сохраняется в виде “пневны”, т.е. логоса-души и, одновременно, в виде закона-судьбы (рока-провидения). Но господствующая часть мировой души может отделяться от тела, занимая его центральное место. Однако, соединение души и тела есть вечное возвращение.

Б. Душа.

Душа, согласно представлениям стоиков, особое тело, теплая или огненная пневма. Познание происходит как направление верховной части души пневмы к органам чувств, где она и воспринимает воздействия внешних вещей как «отпечатки» в ней. Душа как огненное тело смертна. Однако, стоики считают, что именно благодаря телесности души, она сохраняется после смерти тела некоторое время. Все разрушимо, кроме мировой души.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Логика и теория познания стоиков | Этика стоиков

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 125; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.