Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Учение о Едином Плотина

Плотин родился в 204 г. Учился у Аммония Саккаса, основателя неоплатонизма, впервые попытавшегося согласовать платонизм с аристотелизмом. В 244 г. переселился в Рим и основал свою школу. Написал множество трактатов, но не давал им названия; все названия работ Плотина даны его учеником и комментатором Порфирием. Порфирий разделили все произведения Плотина на шесть “девяток” , откуда и пошло название “Эннеады”. Плотин умер в 270 г.

Философия Плотина есть попытка соединить платоновское учение с аристотелевским.

А. Онтология Плотина.

Система Плотина крайне сложна, однако можно реконструировать из его текстов следующее. Структура бытия представляется Плотину как иерархическое устройство, включающее три субстанции (hypostaseis): Единое, Ум и Душу. Плотин уподобляет ипостаси богам греческого пантеона.

· Высшее место занимает Единое – непознаваемое, неопределимое, беспредельное, невыразимое начало. Говоря о нем, мы не выражаем его и скорее отрицаем то, чем оно не является, чем утверждаем то, что оно есть (начало апофатизма). Мы можем только приобщиться к нему в состоянии интеллектуального экстаза (опыт 4-х мистических переживаний самого Плотина). Единое переполнено собою, но оно одновременно ничто, ибо в нем все сущее «не есть, а только еще будет». Переполнение Единого производит нечто другое, и это другое, произведенное, обращается к Единому и созерцает его – это и есть Ум (эманация Единого).

· Ум в системе Плотина тождественен платоновскому миру идей. Идея есть часть Ума, и даже сам Ум. Но Ум в целом есть вся совокупность идей. Плотин впервые формулирует, ссылаясь на Парменида и Платона, принцип тождества мышления и бытия, относя его, правда, не к конечному, человеческому мышлению, но к божественному Уму. Ум в силу своего совершенства творит третью ипостась – Душу.

· Душа есть производящее начало всех земных существ. Нисходя в громадную массу материи, Душа просвещает, просветляет ее, как Солнце пронизывает своими лучами тучи. В Душе Плотин различает высшую или небесную душу, обращенную к Уму и им просвещаемую, и низшую, воплощенную в материи (в телах) в качестве инстинктов и механических сил. (Учение русского неоплатонизма о Софии).

Каково отношение между ипостасями? У Плотина существует логическая и «физическая» последовательность взаимосвязи субстанций.

1). Логическая последовательность. Ум, проистекающий из неструктурированного Единого, включает в себя число и идеи. Из идей самыми важными являются платоновские категории: сущее, движение, покой, тождество и различие. Это первые «роды», из которых следуют все остальные, которые Плотин понимает как энергии. Плотин критикует Аристотеля за то, что в учении о категориях последний не различал категорий умопостигаемого и чувственного. Поскольку чувственный мир, является отражением мира умопостигаемого, то у Плотина платоновским категориям соответствуют аристотелевские категории:

 

Платоновские категории Аристотелевские категории
Сущее Сущность (форма, материя, вещь)
Тождество Отношение
Различие Качество и количество
Покой Место и время
Движение Действие, страдание

 

В отличие от Аристотеля у Плотина есть не формально-логическое единство категорий, а их диалектическое выведение. Пять умопостигаемых категорий описывают структуру Ума, пять чувственных категорий описывают структуру Души.

2). «Физическая» последовательность. Единое, «переполняясь», «отливается» в Ум и, затем в Душу. Это приводит к пониманию возникновения ипостасей как процесса истечения (эманации). Однако, несмотря на то, что процесс эманации нельзя понимать как материальное, вещественное, истечение, мысль эта необходимо присуща неоплатонизму. Ибо в нем «чистая мысль» всегда оказывается «сопряженной» с «материей» (см.: Платон. Филеб). Все кроме Единого, у Плотина связано со своей «материей»: идеи обладают особой, умопостигаемой материей, тогда как чувственные вещи обладают чувственной материей. «Зло», т.е. несовершенство мира, необходимо связано с материальностью чувственного мира. «А если это так, то можно с полным правом сказать, что зло никогда не может исчезнуть» (I, 8, 7) (путь к манихейству).

 

Б. Гносеология Плотина.

1). Общие положения. Гносеология Плотина целиком определяется его онтологией. Высшее начало в человеке – душа, и она всегда противоположна телу. Поэтому между душой и познаваемой вещью всегда есть посредник – одушевленный чувственный орган. Процесс познания происходит не как непосредственное воздействие вещи на душу, но как уподобление соотвествующего органа самой вещи: глаз не мог бы воспринимать света, если бы сам не был солнцеподобным.

2). Структура человеческой души по Плотину следующая: ум, воля, память, пять чувств. Воля есть то, что интенсифицирует память, которая есть выражение постоянства и неизменчивости души.

3). Интеллектуальное познание связано с тем, что человек причастен к Уму и Единому. Ум просвещает Душу, изливая в нее свои идеи, высшая часть души (разум) воспринимает их и передает в низшую часть души (рассудок), которая и реализуетих в материи. Следовательно, и человек имеет трехипостасную природу: чувственную, рациональную и умственную (предвосхищение антропологии Боэция).

4). Рациональное познание, таким образом, есть не познание вещей, но познание идей. Дискурсивное мышление как бы «вычитывает» в индивидуальных вещах их идеи (эйдосы), выявляя общее в частном.

· Подобно тому как Единое раскрывается сначала в идеях ума, а затем в понятиях или логосах Души, человеческое мышление развертывает идею в последовательный ряд индивидуальных понятий – логосов. Это есть восхождение от общего к индивидуальному конкретному, как выявление логоса эйдоса, структуры общего.

· Но это означает и обратную возможность восхождения от индивидуального и частного к конкретно-всеобщему.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
От философского эклектизма к религиозно-философскому синкретизму. Филон Александрийский | Вывод: В сирийском неоплатонизме заметно не только сильное влияние пифагореизма, но и христианства

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 227; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.