Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




От философского эклектизма к религиозно-философскому синкретизму. Филон Александрийский

Поэтому античную философию эпохи заката можно характеризовать как религиозно-философский синкретизм. Эклектизм, характерный для античной философии последних веков, несомненное явление упадка. Он возникает как соединение разнородных теоретических систем в стремлении разрешить возникшие в них проблемы. Это попытка не только соединить и «примирить» философские школы эллинистической философии и обратиться к более ранним источникам – высокой классике, философии досократиков, но даже к древним мифологиям и другим культурным источникам вроде древних религий египтян, иудеев, персов, индийцев и т.п. Это порождает не только изменение в самой мировоззренческой проблематике философии (это наблюдалось уже в римско-эллинистической философии), но приводит к синкретизму философствования и частично к отказу от рациональных форм мышления. Другими словами – к переходу на позиции религии и мифологии.

Антиох, Цицерон, Псевдо-Архит, Симпликий, Апполоний, Полигистор, Птолемей Филометер и др.

Филон Иудей (ок.20 г. до н.э. – ок. 40 г. н.э.) богатый и образованный человек, живший в Александрии, пытался совместить Ветхий завет с идеями греческой философией – платонизмом и стоицизмом. Отсюда внутренее противоречие всей философии Филона: абсолютную внемировую сущность Бога он пытается истолковать с помощью логического, рационального понятийного аппарата греческой философии.

· Бог есть «Сущий». Он непознаваем и невыразим. Он может постигаться только в созерцании. Отсюда философствовать – значит созерцать.

· Но Бог открывается в откровении – через Слово. Откровение – есть то, что совершенно недопустимо для греческого рационального ума. Однако, Филон разрешает эту проблему через своеобразное истолкование слова «Слово» – «Логос». Логос у греков есть мировая связь и закон, смысл мира. В философии Филона он-то и оказывается Открытием, явленным смыслом, причем даже с личностным оттенком. Это придает филоновскому логосу характер личности сотворенной и творящей (Сам Сущий и его Сын, в христианстве). Но, прежде всего, Логос понимается у Филона в стоическом смысле как мировой закон, мировая необходимость.

· И опять неразрешимое противоречие между греческой мыслью и иудейской премудростью: мировой логос есть разумная природа вещей мира и трансцендентный Сущий. Филон полагает, что Бог трансцендентен. Намереваясь сотворить мир, Бог творит сначала прообраз мира – духовный мир (ангельский). Платоновские идеи и есть ангелы духовного мира.Творение земного мира Филон рассматривает уже вполне по-платоновски

· Но как быть с сотворением из ничего? Чем трансцендентальнее Бог, тем труднее представить и понять его устроителем телесного, приписать ему фунгкции платоновского демиурга. Выход здесь аллегорическое толкование.

· Филон открыватель экзегезы как метод философствования. Библия есть откровение, написанное буквальными письменами, из которых нужно извлечь духовный смысл. Буквальный смысл – символ смысла духовного. Филон пытается совместить библейские мифы с стоической аллегорезой и пифагорейским учением о числовой структуре мира. Это дает причудливую картину возникновения и существования мира.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Римский стоицизм | Учение о Едином Плотина

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 126; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.