Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Римский стоицизм

А. Средняя Стоя.

Панэций устранил многие элементы философии Древней Стои, а именно: идею вечного возвращения, деления души на восемь частей, и проявил интерес к индивидуальной природе человека и его индивидуальной судьбе.

Зато Посидоний во многом реставрировал идеи Древней Стои, правда, соединив их с идеями Платона. В своей натурфилософии Посидоний присоединился к космологии «Тимея», соединив ее со стоическим учением об огненной пневме как «материале» мира. Кроме того, в этике Посидоний развил идею самосовершенствования, опять же соединив платонические мотивы саморазвития, со стоическим представлением о противоположности порока и добродетели, рассматривая природу человека как имеющую врожденные начала (задатки) порока и добродетели.

Б. Луций Анней Сенека.

Сенека (6 г. до н.э. – 65 г. н.э.) был сначала учителем Нерона, а после того, как последний стал императором, был его консулом. В 65 г.Был обвинен в заговоре против императора и покончил с собой, вскрыв вены. Крупный писатель. Основное философское произведение «Нравственные письма к Луцию».

Основные взгляды Сенеки:

· Науки необходимы, но сами по себе не ведут к добродетели.

· В объяснении природы Сенека фактически воспринял концепцию причин Аристотеля, сведя к ней стоическое учение о пассивном и активном начале в материи. При этом Сенека фактически приходит к пантеизму, признавая одушевленность материи, однако противопоставление материи и причины ведет к признанию разумного существа (Бога), отличного от мира.

· Сенека отрицает традиционную религию. Его теология имеет исключительно моральный характер. В этике Сенеки сильны эпикурейские мотивы, особенно – в проблеме смерти и бессмертия души.

· Главное в этике для него – свобода духа. Но свобода может состоять только в подчинении разумной необходимости: во всех иных случаях она рабство. Поэтому этика Сенеки основана на подчинении судьбе – божественной необходимости.

· Это чисто стоическое положение дополняется анализом совести. Совесть награда за добродетельный поступок и наказание за порочный.

Но вся этика Сенеки обусловлена взглядами человека стоящего на верхней ступени общества, принадлежащего к социальной элите. Иначе у Эпиктета.

В. Эпиктет.

Эпиктет (ок.50 – 138 г.г. н.э.) был рабом, освободившись, посвятил себя философии. Сохранились его «Руководства», «Рассуждения» и отрывки «Дружеских бесед». У Эпиктета нашла свое завершение римско-стоическая тенденция сведения философии к этике. Логика и физика существуют только ради этики. Физика фактически сводится к признанию высшей причины – бога, а в логике главными познавательными способностями Эпиктет определяет веру и благоговение, которые есть первые добродетели. Основные идеи Эпиктета:

· В физике Эпиктет присоединяется к старому стоическому представлению о мире как единой субстанции, но добавляет креационизм. Бог эпиктета, тем не менее, не антропоморфен, его трудно представить личностью. Философия приводит человека к покорности богам. Средство – усвоив, что нельзя изменить ход событий, следует изменить к ним свое отношение.

· Следует различать вещи, находящиеся в нашей власти, и те, которыми мы управлять не можем (идея, бывшая уже у киников). Поэтому основной принцип поведения, согласно Эпиктету, свободный поступок: выбор между первыми и вторыми.

· Эпиктет вводит свободу воли, но не как проблему, а как решение (это наблюдалось уже у Эпикура). Но факт свободного выбора опять же объясняется теологически. Тогда свобода Эпиктета – это свобода «терпеть и воздерживаться».

Философия Эпиктета интимна, тепла, утешительна,она освящяет бессилие человека и уповает только на веру. Это сближает стоицизм Эпиктета с нарождающимся христианством.

Г. Марк Аврелий Антонин.

Марк Аврелий (121-180 г.г. н.э.) - римский император, император-философ. Воспринял основные идеи Эпиктета. Основное произведение «Наедине с собой». В учении Марка Аврелия отсутствует логическая проблематика, зато перед физикой ставится ряд задач, имеющих в итоге этическое значение. Основные идеи его философии:

· Природа вещей материальна, следовательно, вещи должны быть для лишены нравственного ореола человека. Вещи изменчивы и преходящи и представляют собой гераклитов поток. Но как к нему относится?

· Все преходяще, лишь философия может принести утешение и успокоение. Это утешение и успокоение основывается на том, что мир разумен, в нем есть материя, цель и причина. Несовершенство мира не дискредитирует его разумности, оно столь же необходимо.

· В этике Марк Аврелий фактически присоединяется к стоицизму Эпиктета, признавая дуализм тела и души. Дух (разум) есть бессмертная природа человека.

· Оригинальным в философии Аврелия является признание долга. Цель разумных существ – это следовать долгу.

Вывод: В философии римского стоицизма нашло свое полное выражение тенденция сведения всей философской проблематики к этической. Поэтому, стоицизм никак нельзя признать простым возвратом к досократической философии. Эклектизм стоицизма соответствует разложению античного социального слоя.

Литература:

1. Фрагменты ранних стоиков. – М., Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1998.

2. Антология мировой философии. В 4 т.т. – М., Наука, 1968. Т.1.

3. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., Республика, 1995.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., Мысль, 1976. С.269 – 331.

 

Дополнительная литература:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. – М.: Искусство, 1979. С. 97 – 211, 783 – 858.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Этика стоиков | От философского эклектизма к религиозно-философскому синкретизму. Филон Александрийский

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 176; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.