Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философская мысль эпохи Возрождения в Беларуси

Рассматривая философскую мысль эпохи Возрождения в Беларуси, следует отметить, что общих для всех стран хронологических рамок Ренессанса не существует. В Италии – это XIV-XVI в., Англии – конец XV-XVI в., Германии – XVI в., а что касается Польши, Литвы и Беларуси, то это XVI- начало XVII вв.

Философское осмысление эпохи, которая выразилась в ренессансно-гуманистическом направлении, была подготовлена всем ходом белорусской истории. Под воздействием исторических условий, в связи с немецкой агрессией (Тевтонский и Лионский Орден меченосцев), монголо-татарским нашествием, в XIII в. в жизни белорусского народа произошли значительные изменения: на территории современной Беларуси и Литвы возникает государство Великое Княжество Литовское с государственным белорусским языком. В XIV ст. наблюдается бурное развитие городов, торговли, ремесел. К XIV веку многие города Беларуси добиваются Магдебургского права - переходят на самоуправление и таким образом добиваются самостоятельности от феодалов. В XIV-XV вв. в Беларуси идет значительное развитие образования, распространение книг, всплеск духовного развития: при монастырях и церквях открываются школы. Как и в Западной Европе школы делятся на две ступени:

1) – грамматика, диалектика, риторика;

2) – арифметика, геометрия, астрология, языки.

В некоторых школах преподаются философия и теология. Значительная часть молодежи после окончания школы выезжает в Краковский университет, и другие западноевропейские университеты – Падуя, Рим, Париж. Идет освоение новых идей и их применение в жизни, что приводит к оживлению и всплеску философской и общественно-политической мысли в Беларуси.

Существенное влияние на характер отечественной ренессансно-гуманистической культуры оказали преемственная связь с истоками – с древней восточнославянской культурно-философской традицией, значительное воздействие восточного христианства, или православия, греко-византийской культуры. В тоже время белорусско-украинский регион познал значительное интенсивное влияние западных культурно-религиозных форм. Становление духовной культуры у белорусской народности, национального самосознания осуществлялось в ходе многонационального и разнорелигиозного государственно-регионального формирования, в связи с чем тенденция к национально-культурной дифференциации самым тесным образом с тенденциями интегративного характера. Все это обусловило своеобразие философской и общественно-политической мысли эпохи Возрождения в Беларуси.

Для ренессансно-гуманистической философской культуры в Беларуси, несмотря на наличие общего с европейским Возрождением, характерен не философский пантеизм, а религиозный рационализм и свободомыслие, частично атеизм и материализм, неярко выраженный индивидуализм и преимущественно «гражданский гуманизм».

В процессе становления и развития ренессансно-гуманистической философской культуры в ВКЛ происходили изменения в интерпретации бытия и познания. С этими изменениями связаны некоторые новые онтологические и гносеологические идеи, которые существенно повлияли на формирование ренессансных мировоззренческих установок – свободомыслие, рационализм, натурализм, антиклерикализм – и обусловили сдвиги самосознания белорусского общества. Это проявилось в переосмыслении традиционной концепции Бога, креационистской картины мира, понимания взаимоотношений естественного и сверхъестественного, веры и разума, религии и науки (Скорина Ф.; Гусовский М.; Будный С.; Лыщинский К.; белорусские эпикурейцы - К. Бекеш и С. Лован, социнианцы).

Если ортодоксальное христианское учение исходило из фатальной ущербности и греховности природы человека, не способного преодолеть эту ущербность без помощи церкви, то ренессансно-гуманистические представления были основаны на доверии к разумной естественной природе человека, в убеждении, способности ее совершенствования через индивидуальные усилия, без посредничества церкви. На первый план в философии вышла проблема человека и общества. Приоритет постановки этой проблемы принадлежит по праву Франциску Скорине (1490-1541 гг.), бурная и плодотворная деятельность которого проявилась в самых разных областях: первопечатник, литератор, художник, историк, врач, правовед, отчаянный путешественник, - и вместе с тем, - философ, который выделялся глубоким и проницательным умом, ученый-энциклопедист. Взгляды Скорины проникнуты оптимизмом, верой в силу человеческого разума, в прогресс. Выше всего он ставит рациональное мышление, основанное на законах логики, которые, по его высказыванию, «учить с доводом разознати правду от кривды», это значит учат правильно мыслить, рассуждать. Именно ориентация на Человека, на его активную земную жизнь и составляет самую сильную сторону мировоззрения Скорины. Объявив земную, а не потустороннюю жизнь главным аспектом бытия, а главной ценностью – нравственные и интеллектуальные способности человека. Он выступил как передовой мыслитель эпохи, выдвинув на первый план активную человеческую личность, обязанную своим положением в обществе не знатности предков, а собственным усилиям, уму, знаниям. Проявлением свободомыслия Ф. Скорины было издание им наперекор общепринятой церковной традиции книг «Священного писания» на родном языке с целью распространения знаний.

В отличие от западноевропейского Возрождения, где абсолютной монархии противостояла идея безграничных способностей индивида, с творчеством Скорины в белорусской философии появляется содержательно новое, когда на передний план выдвигается не «трагический гуманизм» этой противоречивости (представители Шекспир, Сервантес, Микеланджело), а жизненность, непобедимость и могучая активность народной духовной культуры, свободной от индивидуализма. Свой гуманизм, основанный на коллективизме народной культуры, Скорина устанавливает через конкретизацию усвоенного им из древнерусской культуры и аристотелевской этики положения о приоритете всеобщего добра над индивидуальным. Главным значением индивида должна быть забота о благополучии Отчизны и народа («каждый христианин свое имея дарование к посполитого доброго размножению да уделяет»).

Идея служения всеобщему добру приобретает в конкретных условиях исторического развития Беларуси национально-патриотическую форму.

В своей редакции (Библии), несмотря на то, что христианская идеология космополитична (в уста Христа вложены в Библии слова: «У лисиц есть норы, и у птиц небесных гнезда, только сын человеческий не имеет где голову прислонить»), Скорина патриотически трактует этот этический мотив: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустине, знають ямы своя; птици, летающие по воздуху, ведаюць гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках, чуюць виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, також и люди, и где зродимеся и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку мають».

Для мыслителя интересы народа и Отчизны выше религиозных догм. Этика Скорины воспитывала в человеке гражданина и патриота, формировала в нем качества, необходимые для активной общественно-практической деятельности на пользу своей Родине.

Ренессансно-гуманистическая трактовка Скориной проблемы «человек-общество» получила свое развитие в трудах его соотечественника и современника, поэта-латиниста Николая Гусовского. Этико-гуманистическая концепция Гусовского наиболее ярко представлена в его литературном произведении – поэме «Песня о зубре» (1523г.). Если Скорина связывал моральность человека в основном с усвоением книжной культуры и служением всеобщему добру, то Гусовский, не отрицая этих факторов, вводит новый момент. Важнейшим средством формирования духовного мира человека поэт считал индивидуальный опыт, приобретенный в результате взаимодействия с природой, и дает глубокий анализ связи моральных качеств человека с его отношением к естественно-природному окружению, ставит проблему экологического воспитания. Реалистическим описанием кровопролития Гусовский осуждает войну.

Идея служения всеобщему добру получает в отечественном гуманизме эпохи Возрождения просветительно-демократическую конкретизацию. Ориентация отечественного гуманизма на «люд простый, посполитый» послужила причиной преимущественного обращения мыслителей к доступным, образным, понятным мыслительным формам, а также их неприятия схоластики, которая является элитарной эзотерической формой философской культуры.

Вопросы культурно-воспитательного и просветительского характера тесно связывались с проблемой анализа родного языка, как основы разумного развития человека (идея Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого «родная мова – ключ да пазнання»; решительно критиковал тех, кто позорит родной язык, Василий Тяпинский). Начиная с эпохи Возрождения, просветительско-демократическая тенденция становится одной из ведущих в белорусской культуре.

Значительную роль в утверждении этой идеи сыграла Реформация. Тесная связь с Реформацией (движение в Европе за религиозно-церковное, социально-политическое, духовно-культурное обновление общества) – характерная черта ренессансного гуманизма в Беларуси. Исходя из специфики культуры восточно-европейского региона гуманизм и реформация не противостояли здесь так резко, как это было, например, в западноевропейских странах, а взаимопроникали. Из принципа религиозной свободы вырастали принципы интеллектуальной, моральной и правовой свободы человека. В белорусском протестантизме существовало выразительное и сильное рационалистическое направление (умеренное крыло антитринитаризма и его последующая модификация – социнианство), которое наравне с протестантскими идеями аккумулировало многие мыслительные результаты ренессансного гуманизма.

Рационализм белорусских и литовских антитринитариев наиболее полно проявился в отношении к Библии и в первую очередь это касается Сымона Будного (1530-1593г.). С. Будный значительно углубил рационализм Скорины, осмелился взяться за рационалистическую критику Библии, на что не решалось большинство идеологов Реформации, критикующих лишь схоластическую философию. Он пришел к радикальным философским выводам, важнейшими из которых были отрицание божественного происхождения Христа, бессмертия души и потустороннего мира. С. Будный по своему мировоззрению был очень близок к деизму, или наоборот, как считают некоторые исследователи, вообще стоял на его позициях (деизм – религиозно-философское учение, согласно которому Бог, создав мир, не принимает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерный ход событий). Как и многие другие гуманисты, Будный в своих работах выступает защитником веротерпимости. Совсем неоправданными он считал преследования католиками лютеран, а лютеранами людей других вероисповеданий. Будный сурово осудил Кальвина за смертную казнь на костре М. Сервета как еретика. Он критиковал также Лютера за его гонения противников из протестантского лагеря.

Значительное влияние на развитие прогрессивных взглядов Беларуси оказала социнианская философия, которая сформировалась в Речи Посполитой в конце XVI – первой половине XVII века на основе синтеза идей Реформации и гуманизма. Социнианство - основатель Фауст Социн (1539-1604) – религиозно-философское движение этого времени преимущественно в Польше, Беларуси, Литве, Украине. Для него характерна рационалистическая критика религии, натурализация этики, признание веротерпимости, отделение церкви от государства, элементы деизма. После изгнания из РП (1658-1660) социниане вели широкую идейную пропаганду в Англии, Голландии, Франции, оказав значительное влияние на философию Спинозы, Локка, английских деистов. Значительными представителями социнианства на Беларуси были Ян Лициний Намысловский, Язеп Дамоневский и др.

Одновременно с рационально-натуралистической тенденцией, которая присутствовала в отечественных онтологических взглядах, в рассматриваемую эпоху встречается материализм как осознанная философская позиция. Причем материалистическая интерпретация проблемы бытия является чаще всего результатом рационально-натуралистического подхода к ней. Характерной чертой философии отечественных «эпикурейцев» Стефана Лована и Каспара Бекеша является материалистическое решение проблемы происхождения природного мира. Вершиной ренессансно-гуманистической мысли Беларуси является материализм и атеизм Казимира Лыщинского (1634-1689), деятельность которого относится к периоду позднего Возрождения.

Следует отметить, что период позднего Возрождения (конец XVI – начало XVII вв.) характеризуется активизацией феодально-католической реакции из-за глубокого экономического и политического кризиса РП, куда с 1569 г. после Люблинской Унии входила Беларусь. К этому времени относится начало реакционной деятельности Ордена иезуитов, которым к концу XVI и в XVII веках удалось занять главное место в ведущих сферах духовной жизни (религиозно-церковная, образование, издание книг и т.д.). В качестве средства усиления своего влияния в белорусско-украинских землях и дальнейшего проникновения на Восток иезуитами была избрана Уния или Союз православной и католической церквей. Ее введение было объявлено в 1596 г. на церковном соборе в Бресте. В этой острой идейной борьбе резко возрастает религиозный компонент в философии (социнианство, деятельность православных братств и Киево-Могилевской академии) и как его обратная сторона – атеистический компонент. После изгнания из РП социниан философствование здесь вообще начинает осуществляться преимущественно в русле схоластики. В этих условиях тем более значимой является фигура К. Лещинского.

Имя Казимира Лыщинского вошло в историю человеческой мысли как символ служения Истине и стало гордостью не только белорусского, но и всех славянских народов, по праву войдя в историю духовной культуры человечества. По смелости и глубине мысли, по своим энциклопедическим знаниям он может быть поставлен в один ряд с выдающимися философами стран Западной Европы того времени.

Казимир Лыщинский родился на Брестчине, глубоко изучал философию, произведения известных мыслителей античности, своих современников, он знаток древних и современных языков, человек огромной естественнонаучной эрудиции. Все это нашло отражение в его рукописном сочинении, написанном на латинском языке под названием «О небытии Бога». По доносу Я. Бжоски, который украл часть этой рукописи для доказательства его атеизма, К. Лыщинский был арестован, осужден на Варшавском сейме и приговорен к смертной казни.

Философской основой атеизма К. Лыщинского являются его материалистические взгляды на окружающий мир. Он признавал существование вечной и бесконечной природы, которая развивается по своим естественным законам, без какого-либо вмешательства Бога-творца. Главной идеей его системы является последовательное отрицание существования Бога как реальности. Он утверждал, что Бог – творение человеческого разума, плод его фантастических представлений («создание химерное»). Теологи, по его мнению, в первую очередь сами определяют Бога, приписывая ему противоположные качества. На этой основе К. Лыщинский трактовал религию как ошибку и сознательный обман. Он отверг тезис о врожденности религиозных чувств и веры. Мыслитель приходит к выводу об ошибочности всех философских и других учений о Боге. Лыщинский отвергает догмат о бессмертии души, существовании в природе сверхъестественных сил, загробной жизни, а все то, что христиане называют адом, раем, чистилищем, объявляет вымыслом «мудрецов», которые используют все это в своих корыстных целях. Лыщинский также пробует осознать связь политической власти и религии, выяснить социальную роль идеи Бога и веры. Следует сказать, что в решении актуальных проблем философии К. Лыщинский сделал шаг вперед, его взгляды опередили французских материалистов XVIII века. И, прежде всего, публицистику «личного врага Бога» Поля Гольбаха. Поэтому, на величественном небосклоне философии XVII в. К. Лыщинского следует считать звездой первой величины.

Такое же место в белорусской философии эпохи позднего Возрождения занимает Симеон Полоцкий (настоящее имя Петровский-Ситнякович, 1629-1680гг.), который развивал в просветительском духе идеалистическую философию. В 1664г. в связи с тем, что Полоцк был занят польскими войсками, С. Полоцкий, как активный приверженец воссоединения Белоруссии с Россией, оставил Полоцк и переселился в Москву, где развернул активную педагогическую, политическую, литературную и издательскую деятельность, неся ренессансно-гуманистические идеи белорусского Возрождения в русскую культуру. Идейное наследие С. Полоцкого огромно. Он горячий сторонник идеи воссоединения Белоруссии с Украиной и Россией и создания сильного государства во главе с «просвещенным монархом», которое имело бы выход к Балтийскому и Черному морям. Следует сказать, что он был талантливый политик, и к его мыслям прислушивались из царского окружения, а как воспитатель Петра I – оказал огромное влияние на мировоззрение последнего. Цель государства, считает Симеон, - «Вечный мир и всеобщее благосостояние». Симеон Полоцкий резко критиковал чиновников и духовенство за их льстивость, угодничество, криводушие, алчность. Универсальное средство спасения от всех социальных болезней – просвещение. По поручению царя Полоцкий составил Устав академии, которую собирались открыть в Москве. «Просветительский» подход к решению социальных вопросов обусловил понимание Симеоном Полоцким философии как необходимого средства познания «естества» и улучшения жизни. Мыслитель обращал внимание людей на практические цели, достигаемые при помощи философии.

Чисто философские вопросы С. Полоцкий решал в духе идеализма. Первичным, определяющим он считал невидимое, но активное и творческое начало – Бога. Бог непознаваем, познать же необходимо природу и человека. С. Полоцкий дает глубокое для своего времени решение гносеологических проблем. Мыслитель решительно выступает против представлений о врожденных идеях и развивает сенсуалистическую теорию познания. Подобно английскому философу Ф. Бэкону, но не зависимо от него, он считал, что настоящий философ подобен пчеле, которая облетает цветы, отбрасывает все ненужное и собирает сладкий мед. Главной задачей философии он считает проникновение в природу вещей, недаром в 1690г. церковный собор осудил произведения С. Полоцкого как еретические. Они на самом деле способствовали раскрепощению мысли от церковных пут, пробуждению гражданского самосознания.

К концу XVII ст. отечественная ренессансно-гуманистическая мысль сходит с исторической арены, но не исчезает бесследно, а отражается в последующей просветительской философской культуре и остается на века в истории отечественной философии.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философской мысли Беларуси | Новое время и Просвещение на Беларуси

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 398; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.