Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Новое время и Просвещение на Беларуси

Анализ процесса становления и развития ренессансно-гуманистической философской и общественной мысли Беларуси позволяет сделать вывод, что в ней созрели отдельные предпосылки для формирования новой философии. Но они не были реализованы в результате наступления феодально-католической реакции. Конец XVII и середина XVIII веков – это период Контрреформации в культуре Беларуси. Если в Западной Европе в этой период развивается новое естествознание и философия (Декарт, Галилей, Локк, Спиноза и др.), а схоластика оттесняется на обочину философской культуры, то в Восточной Европе, в частности в Беларуси, приблизительно с середины XVII века философствование осуществляется преимущественно в рамках схоластики, которая преподавалась в католических учебных заведениях и занимала доминирующее место в философской культуре страны. Попытки философствования вне религии и схоластики преследовались. О чем свидетельствуют изгнания социниан из страны и трагическая судьба К. Лыщинского. Схоластика завоевывала себе «место под солнцем» не в процессе «вольной конкуренции» с философской культурой эпохи Возрождения, а в результате подавления несхоластической философии, опекунства со стороны феодальной католической власти.

Во время Контрреформации было запрещено официальное использование белорусского языка, широкое распространение получают польский и латинский язык, на последнем велось преподавание в школах и в Виленском университете, который стал в дальнейшем центром культурной жизни польского, литовского и белорусского народов.

Поскольку схоластическая философия утвердилась в учебных заведениях Беларуси и Литвы, она неизбежно стала неотъемлемым фактором отечественной и культурной жизни, определяя характер философского процесса, уровень научных знаний, мировоззрения. Поэтому схоластику неправомерно связывать только с реакционной идеологией иезуитов. Она имела своей основой теологическое переосмысление Аристотеля и содержала необходимые знания о мире, человеке, обществе. Кроме того, в ней был аккумулирован опыт европейской философской культуры нескольких тысячелетий.

К этому времени относится и появление в Беларуси «профессиональной философии» – систематично изучаемой в качестве учебной дисциплины в католических учебных заведениях схоластики. Большинство источников для изучения состояния схоластики в Беларуси – это сочинения профессоров Виленского университета и коллегий Несвижа и Полоцка. К этому времени относится и издание учебника профессора Л. Залусского «Всеобщая философия» (1640г.).

На основе анализа трактатов видных профессоров-схоластов Беларуси и Литвы В. Тылковского, А. Краснодемского, Г. Станиславского, К. Вежбицкого можно установить, что в философии шла борьба разных направлений. Это нашло отражение, во-первых, во все возрастающем стремлении некоторых профессоров (М. Карского, А. Кмитица) освободиться из-под влияния схоластических авторитетов и, во-вторых, в борьбе между реализмом и номинализмом.

Ортодоксальные католики (Тылковский, Краснодемский) склонялись к реализму. На позициях умеренного номинализма стояли профессора Виленского университета Станиславский и Вежбицкий, которые выражали оппозиционные настроения. В теории познания этих мыслителей уже выразительно проступает мощная эмпирическая и сенсуалистическая тенденция. Возникновение этой тенденции, а также проникновение в Беларусь и Литву новой западноевропейской науки и философских идей Декарта, Локка, Ньютона, Лейбница, Вольфа постепенно создают предпосылки для эволюции схоластики в эклектическую философию. Первыми представителями эклектической философии были А. Скарунский и С. Шадурский, а наиболее видным был автор энциклопедического труда «Лекции по логике» (1761) Бенедикт Добшевич. Они положили начало отделению науки и философии от богословия. Эклектическая философия явилась предпосылкой распространения и развития просветительской философии. В конце XVIII – начале XIX вв., видными представителями которой являются К. Нарбут, М. Почобут, И Страйновский, братья Ян и Анджей Снядецкие, А. Довгирд и др.

Центром просвещения был Виленский университет, который в связи с изгнанием в 1773г. из Речи Посполитой Ордена иезуитов перешел под опеку комиссии образования – первого в Европе и мире министерства образования – и с 1780 г. получает название главной школы Виленского княжества Литовского. Ректорами этого учебного заведения последовательно избирались известные ученые – математик и астроном М. Почобут, социолог и правовед Иероним Страйновский, ученый-натуралист Ян Снядецкий. В их природоведческих и философских трактатах наблюдается историко-философская переориентация – от Аристотеля и отцов церкви к Демокриту, Эпикуру, Локку, Вольфу, Лейбницу, а также к Копернику, Ньютону и в целом к науке Нового времени. Так? Ян Снядецкий в философии сторонник естественнонаучного материализма, который он решительно противопоставлял схоластике и теологии. В теории познания – он защитник материалистического сенсуализма, с позиций которого выступил против априоризма Канта, критикуя последний как разновидность врожденных идей.

Широкую известность к концу 30-х годов XIX века приобрел труд уроженца Могилевщины профессора философии Аниола Довгирда (1776-1835гг.). «Трактат о присущих мышлению правилах, или логика теоретическая и практическая» - один из самых основательных трудов эпохи Просвещения в Беларуси в области философии. Довгирд относится к числу философов, которые проповедовали в Беларуси деизм. Достаточно напомнить, что деистами были прогрессивные мыслители своего времени Вольтер и Руссо, Локк и Ньютон и др. В трактовке важнейших философских проблем Довгирд часто выступал как материалист. Он последовательно придерживался сенсуализма Локка и Кондильяка, стоял на точке зрения происхождения человеческих знаний и идей из мира чувств. Также как и Локк, он сравнивал мысль новорожденного ребенка с tabula rasa – чистой доской. Материалистические убеждения Довгирда особенно ярко проявились в его размышлениях о связи языка и мышления, о развитии человеческого сознания. Здесь у Довгирда даже просматриваются элементы диалектики. Например, он указывал, что умственные способности и язык человека не были извечно такими, которые мы имеем теперь, а постоянно развивались и совершенствовались.

Довгирд одним из первых подверг детальной и основательной критике систему трансцендентального идеализма И. Канта, с произведениями которого познакомился еще в конце XVIII века. Философия Канта оказала на Довгирда большое влияние. Он ценил разработку Кантом проблем естествознания, его заслуги в развитии теории познания. Вместе с тем Довгирд увидел в философии Канта идеализм и агностицизм, против которых и направил свою критику с позиции материалистического сенсуализма, делая последовательный анализ составных частей «Критики чистого разума». Исследователи высоко оценивают критику Канта Довгирдом.

Эпоха Просвещения стала для философской мысли Беларуси прогрессивным этапом развития, своеобразным ренессансом свободомыслия и гуманизма, этапом, который показал высокую миссию образования и науки, их самостоятельность и независимость от теологии. Вместе с тем этот период насыщен борьбой передовых и реакционных сил и идей во всех сферах общественной мысли, которая вытекает не в последнюю очередь и из исторических условий: раздел Речи Посполитой, вхождение Беларуси в состав России, восстание Костюшки, а также освободительная борьба народов России против армии Наполеона. Философия Просвещения явилась идейным мостиком между несколькими поколениями передовых людей в Беларуси, она соединила между собой свободомыслие XVIII века со взглядами революционеров - шляхтичей и представителями революционно-демократического течения XIX столетия.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философская мысль эпохи Возрождения в Беларуси | Революционный демократизм XIX в

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 291; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.