Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 5 страница

Леви-Стросс Клод родился в Брюсселе в 1908 году, однако почти всю жизнь работал и жил в Париже. Учился в Парижском университете на юридическом факультете, однако оставил этот факультет и защитил в 1931 г. диплом по философии. Увлекался антропологией, посещая семинары Марселя Мосса в Парижском этнографическом музее. Занимался этнографией, изучая данные о жизни в Амазонии. Увлекался функционализмом, однако поняв его направленность на сознательные цели социальных групп, перешел на совершенно иную позицию исследования: неосознаваемые социальные структуры стали его основным научным направлением. Работал профессором университета в Сан-Паулу (1935-1938 г.г.), советником по вопросам культуры французского посольства в США (1946-1947 г.г.), заместителем директора Антропологического музея в Париже (1949-1950 г.г.), с 1959 г. профессор Коллеж де Франс. Леви-Стросс пришел к выводу, что есть скрытое основание, направляющее и структурирующее хаотические по видимости человеческие феномены. Взятые вместе матримониальные правила и системы родства можно трактовать как вид языка и совокупность операций, гарантирующих определенный тип коммуникации внутри группы. Леви-Строссу удалось показать, что в том, как примитивные народы конституируют родственные связи, есть скрытая цель воспрепятствовать герметизации семейных кланов. Обязательство обмениваться женщинами для образования смешанных семейных пар было связано с характером примитивной экономики. Прогрессирующее расширение родственных связей укрепляло солидарность и необходимость сотрудничества и спасало отдельную группу от изоляции, гибельной в ситуации войны и при отсутствии необходимых средств к существованию.

Фуко Мишель Поль 1926-1984 годы - французский философ, историк культуры. Преподавал в университетах Парижа, Клермон-Феррана, Варшавы, Уппсалы, Гамбурга. С 1970 г. – в Коллеж де Франс. Сам М. Фуко не признавал себя структуралистом, однако считается одним из видных представителей этого направления. Более того, он принес структуралистские идеи в историю, и особенно в историю культуры и мышления. Структуралистский метод в применении к истории подводит Фуко к мысли, что прогресса, который чудится западному человеку, в его развитии на самом деле нет. Смысла в истории также нет, как нет и конечных целей. Что же касается истории культуры, то ее формируют «эпистемические структуры» (или эпистемы), действующие на бессознательном уровне и качественно определяющие разные области знания. Культура типизируется именно на базе ее эпистемической структуры, которую историограф выделяет при помощи дискурсивных практик. Последние, в свою очередь, образуются благодаря определенному набору знаков, способу, каким вырезана некоторая область знания.

Вильгельм Райх 1897-1957 годы - медик по образованию, начал свою карьеру в Международном психоаналитическом обществе, пытался синтезировать марксизм и фрейдизм. В 1931 г. вступил в немецкую коммунистическую партию и вместе с соратниками основал группу «Sexpol» по оказанию медицинской помощи рабочим. Но, расставшись с иллюзиями, он покинул и партию, и общество психоаналитиков. Приход к власти Гитлера вынудил его эмигрировать в США, но и там репрессии не прекратились. Он был арестован, его книги сожжены и в 1957 г. Райх скончался в тюрьме. З. Фрейд связывал агрессивные импульсы человека с инстинктом танатоса. В. Райх такую идею считал метафизической, полагая, что источник деструктивной энергии не столько в самом человеке, сколько в обществе, которое блокирует нормальные, естественные проявления человеческой натуры. Подавление сексуальных инстинктов необходимо для повышения эффективности политического насилия. Человек, сбросивший политические цепи, свободен и сексуально, и физиологически, и духовно. Такой человек не может мириться с существующим положением вещей: он создает новое общество.

Анна Фрейд и Мелани Клайн. Психоанализ детства. Дочь З. Фрейда Анна, анализируя психический мир детей от трех лет, подтвердила гипотезу отца о необыкновенной значимости бессознательных сексуальных импульсов. Не менее важны и отношения ребенка с родителями. В своей книге «Психология «Я» и защитные механизмы» (1937 г.) она рассматривает пять способов защиты от импульсов, заключенных в подсознательном: бегство в мир фантазии, нигилизм, замкнутость Я, самоидентификация с агрессором, определенные форма альтруизма. Мелани Клайн, в отличие от Анны Фрейд, занималась самыми маленькими детьми до трех лет. Изучая характер детских игр, мимику, английская исследовательница пришла к выводу, что эдипов кризис формируется значительно раньше, чем думал З. Фрейд. Первый контакт с миром начинается с материнской груди, и первый страх у ребенка появляется с угрозой, что его отнимут от груди. Так возникает мания преследования. Если ребенок справляется с возникающей депрессией и чувством страха, он становится доверчивым и более уверенным. Но моменты равновесия сменяются новыми маниакальными состояниями, и синусоида таких перепадов определяет состояние человека в более зрелом возрасте.

 

 

ЧЕТЫРЕ ЭПОХИ В ФИЛОСОФИИ
№ п/п Историческая эпоха философии Главный философский интерес
Античность VI в. до н.э.-III в. н.э. Космос
Средние века IV-XIV вв. Бог
Новое время XV-XIX вв. Человек и общество
Новейшее время XX в. Язык

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Этапы Главный философский интерес
Натурфилософия Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.)
Интеллектуализм Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.)
Эллинистическая философия Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики)
Неоплатонизм Иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Этап Основной интерес Основные идеи
Философствование в вере (Августин) Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) Монотеизм Теоцентризм Креационум Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля
Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия - это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога Совесть Духовность человека Символизм

В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика "Авторы основных философских концепций" применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Этап Авторы основных философских концепций Основной интерес
XV-XVI вв.   Гуманизм Эстетическое отношение к действительности
XVII в. Декарт Ясные идеи и дедуктивные построения теории
Локк Теория познания: сенсуализм
XVIII в. Кант Априорные принципы и их воплощение в науке и морали
XIX в. Гегель Универсальная системная философия идей
Маркс Концепция общественного руда, критика капитализма
Ницше Критика "разумных" ценностей

 

ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
Главное философское направление Главный философский интерес
Феноменология "Работа" сознания с феноменами
Герменевтика Бытие человека в мире, поиск сущего
Аналитическая философия Логический анализ языка, употребление языка
Постмодернизм Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм

 

ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
Историческая эпоха философии Что такое человек?
Античность Микрокосмос
Душа + тело Душа есть проявление идеи (Платон) Душа - это форма человека (Аристотель)
Средние века Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести
Новое время Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше)
ХХ в. Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики) Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)

 

ФИЛОСОФИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ
Историческая эпоха философии Что такое общество?
Античность Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости
Средние века "Град земной", стремящийся к "граду небесному"
Новое время Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)
ХХ в. Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро-кин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)

В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистким.

 

ТРИ ГЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Сферы жизнедеятельности человека Главные ценности
Практическая жизнь Добро
Чувственно-эстетическая жизнь Красота
Научная деятельность Истина

Ценность - это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определённых философских методов.

ФИЛОСОФИЯ О КРАСОТЕ
Историческая эпоха философии Что такое красота?
Античность Космически гармоничное и соразмерное
Средние века Символ божественного
Новое время Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравнове-шенности композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм)
ХХ в. Ценность, выработанная на основе фено-менологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм)

Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно - эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

ФИЛОСОФИЯ О ДОБРЕ
Историческая эпоха философии Идеалы добра Основные добродетели человека
Античность Благо Мудрость, справедливость, мужество
Средние века Бог Вера, любовь, надежда, совесть
Новое время Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) Рассудочность, свобода
Абсолютный нравственный закон (Кант) Разумность, свобода
Общество без эксплуатации (Маркс) Преданность делу пролетариата
Сверхчеловек (Ницше) Воля к власти
ХХ в. Положительные ценности (феноменологи) Умение пользоваться феноменологическим методом
Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики) Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему
Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитик) Быть последовательным в своих действиях
Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм) Умение "рассеивать" устоявшиеся ценности

 

ТРИ КОНЦЕПЦИИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
Философская концепция Основное содержание концепции
Локка Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.
Канта Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами
Гуссерля Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства

 

ЧТО ТАКОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ?
Историческая эпоха философии Природа рационального познания
Античность Идеи - это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность - это форма вещи, ее внутрен-нее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель)
Средние века Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм) Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм) Общее представляет собой мысли - обобще-ния, концепции (концептуалисты)
Новое время Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это - рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) Мысли - это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) Мышление - это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности позволяющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)
ХХ в. Рациональное познание - это обобщение достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи) Логика - это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики)

 

ТРИ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ
Концепция истины Что такое истина?
Соответствия Соответствие высказываний фактам
Когерентности Согласованность высказываний, их непротиворечивость
Прагматическая Убеждения, способствующие успеху практики

 

ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА?
Историческая эпоха философии Природа истины
Античность Истина - это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)
Средние века Бог, вот что является истиной
Новое время Истина - это соответствие чувств и идей фактам
ХХ в. Истина - это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) Истина - это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики)

 

УРОВНИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Уровень научного исследования Цели исследования
Эмпирический Добыть новые экспериментальные факты Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности
Теоретический Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой

 

ТРИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МЕТОДА
Теоретический метод Характеристика
Аксиоматический Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится
Гипотетико - дедуктивный Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами
Прагматический Интерпретация фактов проводится на основе ценностей

 

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
Философская концепция языка Главное содержание философских концепций языка
Философия имени Имя - это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)
Философия предложения Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности
Философия ценностных установок Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается

 

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Историческая эпоха философии Интерпретации природы техники
Античность Техника - это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания
Средние века Техника - это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества
Новое время Техника - опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника - это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс)
ХХ в. Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи) Техника - это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики) Техника - это воплощение рациональности человека (аналитики) Техника - это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровитский)

 

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
Историческая эпоха философии Интерпретация специфики природы
Античность Природа - это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной
Средние века Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог - человек - природа именно последним звеном является природа
Новое время Природа - это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе.
ХХ в. Природа - это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа - это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики) Природа - это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики) Природа - это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание)

 

ВТОРОЙ (НЕПРИРОДНЫЙ) ПОЛ
Мужественность Женственность Молодость
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие

 

ДВЕ ИНТЕРПРИТАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование - это подготовка Образование - это усвоение достижений культуры
Образование - это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна Образование - это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место

 

 

Проблема познаваемости мира

Агностицизм Мир в принципе не познаваем Релятивизм Мир познаваем только частично и всегда субъективно (истина всегда относительная) Мир в принципе познаваем
Эпоха Древнего мира    
Буддизм   Высшая сущность мира (идеи) познаваемы благодаря их припоминанию — Платон.
Античный скептицизм — Софистика  
Пиррон, Секст Эмпирик    
    Мир познаваем благодаря чувст­венному и рациональному познанию — Аристотель.
Эпоха Средневековья    
  Природа (сотворенный мир) познаваема, но Творец полностью не познаваем
Эпоха Возрождения    
Ренессансный скептицизм Монтень   И Творец, и его творение познава­емы благодаря интеллектуальной интуиции — Николай Кузанский.
Эпоха Нового времени    
Юм Позитивизм В мире нет ничего в принципе не познаваемого, есть только то, что пока еще не познано — Ленин.
Кант Прагматизм

Школы древнекитайской философии

Школа Основная проблематика
Школа Инь-Ян философия природы (натурфилософия), проявления в природе Инь и Ян и их взаимодействие
Конфуцианство этико-политическая проблематика
Моизм социально-политическая проблематика
Школа имен проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями
Легизм законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми
Даосизм природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе

Двойственность Дао

Одинокое, отдельное от всего Всеохватывающее, всепроникающее (подобно воде)
Постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое Изменяющееся вместе с миром, действующее
Недоступное восприятию и познанию Доступное для восприятия и познания
Недоступное словесному выражению, безымянное Выразимое в имени и символе
Бестелесное В его глубине скрыты тончайшие частицы, обладающие высшей действительностью и достоверностью
Мельчайшее Бесконечное
Пустое Неисчерпаемое
Порождающее «небытие», дающее начало Небу и Земле Порождающее наличное бытие, предок «тьмы вещей»

Веды

Название Основное содержание
Ригведа Собрание 1017 гимнов (самхит), обращенных к ведическим богам
Самаведа Описание правильного произнесения гимнов Ригведы (во время жертвоприношений)
Яджурведа Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы
Атхарваведа Собрание заклинаний, обращенные к богам, демонам, духам и т.п.

Система священных текстов (шрути)

Тип текстов Основное содержание
Веды Гимны и заклинания, описания ритуалов
Брахманы Комментарии к ведам
Араньяки (книги лесных отшельников) Комментарии к ведам, предназна­ченные для отшельников
Упанишады (сидение у ног учителя — для постижения сокровенного знания) Религиозно-философские тексты

Происхождение и сущность кармы

Происхождение и сущность кармы Школы
Закон кармы устанавливается богом, бог сотворил мир в соответствии законом кармы Ньяя, Вайшешика
Закон кармы не зависит от бога, этот закон присущ самому миру Буддизм, джайнизм, санкхья, миманса

Гуны и их свойства

Гуна Общая характеристика
Саттва Лежит в основе всякого удовольствия и является источником всех положительных эмоций
Раджас Лежит в основе всякого движения и изменения, источник страдания и всех отрицательных эмоций
Тамас Лежит в основе пассивности, источник апатии, тьмы, безразличия, аморфности

Гуны и аханкары

Доминирующая гуна Результат действия аханкары
Саттва Рождается пять органов познания: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние; пять органов действия: находящиеся во рту, в руках, в ногах, анусе и половых органах; они выполняют функции, соответственно, речи, хватания, передвижения, очищения и воспроизводства; манас (ум), который является органом и познания, и действия
Тамас Рождаются пять тонких элементов, являющихся потенциями звука, осязания, цвета, вкуса и запаха; из этих пяти тонких элементов рождаются пять вещественных элементов: эфир (акаша), воздух, огонь, вода и земля
Раджас Порождается энергия, необходимая для превращения аханкары, находящейся в первых двух состояниях, в их продукты (следствия)

Пять основных состояний читты


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 4 страница | СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 6 страница

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 147; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.