Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 6 страница

Состояние ума-читты Общая характеристика
Рассеянное, беспокойное Ум блуждает от одного объекта к другому, читта находится под влиянием гун раджас и тамас, притягивается к чувственным объектам, порождает стремление к могуществу
Притуплённое Состояние как во сне, читта находится под влиянием гуны тамас, это ведет к пороку, неведению, сну
Относительно успокоенное Читта освобождается от влияния гуны тамас и находится под влиянием гуны раджас, что создает возможность познания и совершения добродетельных поступков
Сосредоточенное Ум останавливается на одном объекте — предмете размышления, читта освобождается от влияния гуны раджас и находится под влиянием только гуны саттвы
Сдержанное Прекращение всех видов душевной деятельности, читта остается в первоначальном состоянии невозмутимости и спокойствия; это состояние экстаза

Пути освобождения

Карма-йога Путь активного действия
Джняна-йога Путь познания
Бхакти-йога Путь любви к Богу

Четыре благородные истины

Благородные истины Комментарии
1. Жизнь есть страдание «Рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соеди­нение с немилым есть страдание. Все в жизни есть страдание».
2. Причина наших страданий — это наши желания Основная причина страданий состоит в том, что нам постоянно чего-то хочется, но мы не получаем желаемого.
3. Чтобы избавить­ся от страданий, надо избавиться от желаний Как только мы избавляемся от каких-то желаний, нам уже не приходится страдать из-за того, что это желание не исполняется. Уговорите себя, что вам не хочется иметь «Мерседес», и одним страданием в жизни станет меньше!
4. Чтобы избавить­ся от желаний, надо следовать восьмеричным, путем, спасения Будды Относительно просто уговорить себя отказаться от роскоши и излишеств, но и тогда человеку не перестанет хотеться есть, пить и т.д. Эти желания неразрывно связаны с желанием жить.

Восьмеричный путь спасения Будды

Ступени Комментарии
1. Правильные взгляды знание четырех благородных истин и буддийского учения в целом
2. Правильная решимость твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением
3. Правильная речь воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров
4. Правильное поведение отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний
5. Правильный образ жизни обеспечение жизни только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным источникам дохода
  6. Правильные усилия постоянное стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими
  7. Правильное направление мысли постоянное осознание того, что все вещи и челове­ческое тело — преходящи: мое тело — еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах
  8. Правильное сосредоточе­ние (4 стадии) Первая стадия — наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением; Вторая стадия — осознание радости и покоя; Третья стадия — совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения; Четвертая стадия — избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояние совершен­ной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения
     

Происхождение античной философии

Стадия Время Содержание
Мифология XVIII—IX вв. до н.э. Мифы доолимпийского и олимпийского периодов
Предфилософия IX—VII вв. до н.э. Труды Гомера, Гесиода, орфи­ков, афоризмы (гномы) семи легендарных мудрецов
Философия с VI в. до н.э. Начиная с учения Фалеса1

Основные периоды развития античной философии

Период Время
Ранний период греческой философии VII в. до н.э. — сер. V в. до н.э.
Классический период греческой философии втор. пол. V — нач. IV в. до н.э.
Эллинистический период2 греко-римской философии втор. пол. IV в. до н.э. — 529 г. н.э.

Милетская школа

Имя Время жизни
Фалес ок. 625—547 гг. до н.э.
Анаксимандр ок. 610—546 гг. до н.э.
Анаксимен ок. 588—525 гг. до н.э.
Ученики до 496 г. до н.э., когда г. Милет был разрушен персами

Пифагорейский союз: периоды развития

Период Время Основные представители
Ранний VI—IV вв. до н.э. Гиппас, Алкмеон
Средний (эллинистический) IV—I вв. до н.э. Филолай
Поздний (неопифагореизм) I—III вв. н.э. Нумений

Элейская школа

Философ Примерное время жизни
Ксенофан ок. 565—473 гг. до н.э.
Парменид родился ок. 504—501 гг. до н.э., время смерти не известно
Зенон 490—430 гг. до н.э.
Мелисс Самосский V в. до н.э.

Основные сократические школы

Школа Крупнейшие представители
Мегарская Евклид из Мегары
Элидо-эретрийская Федон из Элиды
Киническая Антисфен, Диоген Синопский, Кратет, Менедем
Киренская Аристипп из Кирены

Стадии познания

Стадии познания Предмет познания
1. Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств Конкретные единичные вещи
2. Опыт — несколько воспомина­ний об одном и том же предмете Множество конкретных единичных вещей
3. Искусство1 (технэ) — знание сущности множества вещей То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы
4. Философия (наука)— высшей из которых является первая фи­лософия, т.е. метафизика Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего

Классификация школ эллинистического периода

Источники Философское направление Виднейшие представители
Софистика Элеаты Демокрит Платон Скептицизм Пиррон Секст Эмпирик (рим.)
Гераклит Кинизм Стоицизм Зенон из Китиона Сенека (рим.) Марк Аврелий (рим.)
Демокрит Эпикуреизм Эпикур Секст Эмпирик (рим.)
Сократ Кинизм Антисфен, Диоген Синопский, Кратет
Пифагор Пифагореизм, неопифагореизм Филолай, Ликон
Аристотель Аристотелизм (перипатетизм) Теофраст
Платон Платонизм Аркесилай, Карнеад, Плутарх Афинский
Платонизм Пифагореизм Неоплатонизм Плотин, Порфирий, Ямвлих Прокл

Способ рассуждения скептика

  Бог всемогущ Бог не всемогущ (слаб)
Бог добр 1. Может и хочет устра­нить все зло в мире. 3. Хочет, но не может устранить все зло в мире.
Бог зол (завистлив) 2. Может, но не хочет устранить все зло в мире. 4. Не хочет и не может устранить все зло в мире.

Три периода в истории стоицизма

Название периода Время Крупнейшие представители
Древняя Стоя III—II вв. до н.э. Зенон, Клеанф, Хрисипп
Средняя Стоя II—I вв. до н.э. Панетий, Посидоний
Поздняя Стоя I—II вв. н.э. Сенека, Марк Аврелий

Аргументы, оправдывающие существование в мире зла

Этический Зло нужно для того, чтобы мудрецы могли упражняться в терпении и добродетели.
Физический Бог не всемогущ, его воля постоянно наталкива­ется на слепую необходимость природы, которая стихийно противится промыслу Бога.
Космологический То, что для части является злом, может быть добром для целого.
Логический Если бы не существовало зла, то не было бы и добра.

Виды желаний и должное отношение к ним

Виды желаний Примеры Должное отношение
Естественные и необходимые Простая еда, питье, одежда и т.п. Дружба, занятия науками Необходимо удовлетворять
Естественные, но не необходимые Половая жизнь Удовлетворять умеренно
Не естественные и не необходимые Предметы роскоши, изысканная еда и т.п. Почет, слава Полный отказ

Основные периоды в истории Академии

Период Схолархи Основные направления и характеристика исследования
Древняя Платон, Спевсипп Систематизация и комментирование работ Платона; разработка техники диалектических споров
Академия 409—339 гг. до н.э.
386—264 гг. Ксенократ
до н.э. Полемон  
  Кратет  
Средняя Аркесилай Относительный скептицизм (пробабизм); борьба со стоиками
Академия 315—240 гг. до н.э.
264—214 гг. Лакид  
до н.э. Телеклет  
  Гегесин  
Новая Карнеад Обоснование принципа невозмож­ности знания и тем самым всякого догматизма;
Академия 214—129 гг. до н.э.
  Кратет
  Клитомах отказ от тотального скептицизма;
  Филон из Ларисы поиски общей основы платонизма и стоицизма
  110—88(?) гг. до н.э.
86 г. до Перерыв в академи-  
н.э. — ческой традиции  
176 г. н.э.   Риторико-литературные занятия;
  не известны преподавание общеобразовательных дисциплин
176 г. —  
кон. IV в.    
Неоплато- Плутарх Появление неоплатонизма плотино-ямвлиховского типа
новская Афинский
Академия ум. ок. 432 г.  
кон. IV в.— Сириан Развитие неоплатонизма
529 г. Прокл  
  Марин  
  Исидор  
  Гегий  
  Дамаский  

Основные представители неоплатонизма

Основные представители Биографические сведения Основные труды
Аммоний Преподавал в Александрии. Ничего не писал
Саккас Крещен родителями, но сам  
ок. 175—242 гг. был язычником  
Плотин Родился в г. Ликополе (Египет). Эннеады (Девятки)
205—270 гг. В 28 лет начал изучать философию и 11 лет учился у Аммония в Александрии; в возрасте около 40лет переехал в Рим, где основал школу и 25 лет вел в ней занятия  
Порфирий Родился в г. Тире, ученик Плотина «Жизнь Плотина»,
232 — после   «Против христиан»,
301 гг.   Комментарии на работы Платона и Аристотеля
Ямвлих Жил и работал в Сирии «Жизнь Пифагора»,
ок. 280 —   «0 богах»,
ок. 330 гг.   «Платонова теология»,
    «0 символах»
Прокл Родился в Константинополе, «Первоосновы
410—485 гг. учился в Александрии и Афинах; теологии»,
  схоларх платоновской Академии. «О теологии Платона»,
    Комментарии

Направления в ранней христианской философии

  Направление Отношение церкви
Гностицизм I—III вв. Осуждается как источник ересей
Ориген 185—254 гг. Оказал большое влияние на патристику, но по ряду вопросов был официально осужден церковью
Апологетика II—V вв. Признается и одобряется
Патристика V—VIII вв. Признается как теоретический фундамент христианского богословия (теологии)
     

Три вида существ

Вид существ Отношение к Богу
Ангелы (различных разрядов) устремились к Богу (с разной силой)
Демоны (различных разрядов) отвратились от Бога (с разной силой)
Люди некоторое равновесие в душе между устремленностью к Богу и от Него

Основные направления апологетики

Адресат Цель
Иудеи Доказать, что пришествие Христа было предсказано в Ветхом Завете и что христианство по воле Божьей приходит на смену иудаизму
Язычники Перевести истины Откровения на язык разума, т.е. дать рациональное и философское обоснование христиан­скому вероучению
Римские власти Доказать правительству свою лояльность

Отношение апологетов к языческой философии

Отрицательное отношение Положительное отношение
(Татиан, Тертуллиан) (Иустин, Климент, Ориген, Августин)
нет никакой связи между философией и христианским вероучением философия и христианство имеют общие корни; в ряде философских учений можно обнаружить отдельные идеи христианства
изучение философии не нужно и даже вредно для веры изучение философии необходимо для более глубокого постижения истин веры

Философские идеи апологетов

Иустин-мученик, казнен ок. 166 г. Христианство и философия имеют один и тот же источник — Божественный Логос, разлитый во всем мире. Поэтому христианами можно считать и тех философов, которые прожили свою жизнь в соответствии с Логосом (Сократ, Гераклит); Логос теоретически признавали и стоики.
Татиан, II в., ученик Иустина Все языческие философы были глубоко без­нравственны и невежественны. Христианская мудрость древнее всех философских учений.
Тертуллиан ок. 150—222 гг. Язычество и христианство, вера и разум, религия и философия принципиально несовместимы. Истины веры недоступны разуму, они сверхразум­ны: «Верю (в это), потому что нелепо»1.
Климент Александрийский ок. 150—215 гг. Языческая философия и христианское вероуче­ние — это две ветви одного дерева; истины христианства согласуются с учениями лучших из язычников; философия — это как бы пред­дверие христианства. Нет знания без веры и веры без знания. Для постижения глубинной сути Священного писания необходимо его аллегорическое истолкование.

Окончание таблицы 35

Ориген 185—254 гг., ученик Климента Христианство — закономерный итог и заверше­ние языческой философии, поэтому изучение христианства надо начинать с изучения фило­софии. Философия является лучшим средством для обоснования и доказательства идей христианства.
Августин 354—430 гг. Закладываются основы христианской филосо­фии путем синтеза христианства и неоплатонизма. Утверждается примат веры над разумом.

Апологеты и их апологии

Кодрат, II в. «Грамота в защиту христиан» к императору Адриану (125—126 гг.)
Аристид, II в. «Апология», направленная императору Адриану или Антонину Пию
Иустин-мученик, казнен ок. 166 г. «I апология» (ок. 150 г.), «II апология» «Разговор с Трифоном-иудеем»
Мелитон Сардийский, II в. «Апология», направленная к императору Марку Аврелию (ок. 170)
Татиан, II в. «Против эллинов» (ок. 170 г.)
Минуций Феликс, (римский адвокат) II в. «Октавий» — апологический диалог, защищающий христиан от нападок язычника Цецилия (177 г.)
Афиногор, II в. «Прошение о христианах» к Марку Аврелию (ок. 177 г.)
Феофил Антиохийский, II в. «О христианской вере» к язычнику Автолику (ок. 180 г.)
Тертуллиан, ок. 150—222 гг. «Апологетика», «К народам», «К Скапуле»
еп. Киприан, умер ок. 258 г. «Книга о суете идолов»
Климент, еп. Александрийский, ок. 150—215 гг. «Протрептих» (Увещательное слово к эллинам; Воспитатель; Строматы)
Ориген, 185—254 гг. «Против Цельса» (III в.)
Евсевий, еп. Кесарийский, 260—340 гг. «Praeparatio evangelica» (IV в.) «Demonstratio evangelica» (IV в.)
Афанасий Великий, 293—373 гг. «Слово на язычников» (IV в.) «Слово о воплощении Бога-Слова» (IV в.)

Окончание таблицы 36

Василий Великий, 329—379 гг. «Шестоднев» (V в.)
Аврелий Августин, 354—430 гг. «О Граде Божьем» (после 410 г.)
Кирилл Александрийский, умер в 444 г. Трактат по поводу памфлета Юлиана Отступника «Против Галилеян» (VI в.)

Периодизация человеческой истории

Первая эпоха От Адама до Ноя (до Потопа)
Вторая эпоха От Ноя до Авраама
Третья эпоха От Авраама до Давида
Четвертая эпоха От Давида до Вавилонского пленения
Пятая эпоха От Вавилонского пленения до первого прихода Христа
Шестая эпоха (настоящее время) От первого до второго прихода Христа (т.е. до Страшного Суда — конца света)

«Типы» философии в Средневековье

Регион «Типы» философии Основные «подтипы» философии
Христианский мир: «мир католицизма», «мир православия» Христианская Западноевропейская, Византийская
Мусульманский мир Мусульманская Еврейская Шиитско-суннитская1, Суфийская
Буддийский мир: «мир хинаяны», «мир махаяны» Буддийская Небуддийская Философия хинаяны, Философия махаяны

Школы буддийской философии

  Школы Смысл названия Основоположники
  Мадхьямика, От слова «средний» (от Нагарджуна — II в.
М А X А Я Н А или названия трактата Нагарджуны «Карики срединного учения»);  
Шуньявада «учение о пустоте (шунья)».  
Йогочара, «Практика йоги»; Майтреянатх — IV в.
или   Васубандху — IV в.
виджнянавада «учение о сознании как реальности» Асанга — IV—V вв.
X И Н А Я Н А Саутрантика От выражения «приверженец сутр» Кумаралата — II в.
Вайбхашика От названия трактата «Вибхаша», происходящего от слов «разъяснение, описание» Васумитра — I—II вв. Васубандху — IV в.

Реальное и иллюзорное

Школа Реально существуют Являются иллюзией
Мадхьямика Пустота Духовные и физи­ческие объекты
Йогочара Духовные объекты Физические объекты
Саутрантика Вайбхашика Духовные и физические объекты

Дхармы «волнующиеся» и «успокоенные»

Состояние дхарм Они образуют Они присущи
Волнующиеся, или «пребывающие в волнении»; «составленные» Сансару Всему миру (эмпирической действительности)
«Успокоенные»; «несоставленные» Нирвану Только человеку

Периоды развития веданты

Период Стадии развития Основные тексты
VI в. до н.э. — VII в н.э. Ранняя, или «поэтических прорицаний» Упанишады, Бхагавадгита3
VII—VIII вв. н.э. Систематизации Брахма-сутра (Веданта-сутра)
После VIII в. н.э. Разработки Комментарии

Школы веданты

Школа и ее основатель Философская характеристика Решение проблемы
Адвайта-веданта Шанкара Монизм Человеческое «я» и Брахман абсолютно тождественны
Вишишта-веданта Рамануджа Относительный монизм Человеческое «я» и Брахман относятся друг к другу как часть и целое
Двайта-веданта Мадхва Дуализм Человеческое «я» и Брахман совершенно различные сущности, хотя человеческие души зависят от Брахмана

Брахман и эмпирический мир

Школа Тип взаимоотношения
Адвайта-веданта Реален только Брахман, мир и индивидуальные человеческие души — это иллюзия
Вишишта-веданта Неодушевленный мир и человеческие души неразрывно связаны с Брахманом, это его «части»; все вместе они составляют реальность более высокого порядка, нежели эмпирический мир
Двайта-веданта И неодушевленный мир, и человеческие души одинаково реальны, но они зависят от Брахмана

Пять космических сил и их соответствия1

Добродетель Космическая сила Сезон
Гуманность (жэнь) Дерево Весна
Долг, справедливость (и) Металл Осень
Этикет (ли) Огонь Лето
Мудрость (чжи) Вода Зима
Верность (синь)* Земля  

Типы души по Ибн-Сине

Вид души Имеется у Основные функции
Растительная растений животных людей питание, рост, размножение
Животная животных людей движение, чувственное восприятие
Разумная, состоящая из: а) практической силы; б) умозрительной силы человек а) связывает разум с телом; б) занимается познанием форм (сущностей)

Три мира в каббале

Мир Расположение мира Население
Мир Берия первый (высший) сотворенный мир или внутреннее небо умопостигаемые духи
Мир Йицира второй сотворенный мир или внешнее небо ангелы, обладающие тонким телом
Мир Азиа третий сотворенный мир, мир элементов или природы люди

 

 

  Апостериорные доказательства  
1. Существует множество видов и степеней блага. «Все они с необходимостью являются благами через нечто, что мыслится как одно и то же в различных благах... (и оно) есть наиболь­шее благо. Тогда оно является благом само через себя, по­скольку всякое благо является (благом) через него... Но то, что есть в высшей степени благо, есть также и в высшей степени большое. Итак, существует нечто одно, самое благое и самое большое, т.е. высшее (в отношении) всего существующего»1.
2. «Нечто есть высшая величина, потому что все, что велико, велико через нечто одно, что велико само через себя. Я имею в виду не пространственно большое, как какое-нибудь тело, но то, что чем больше, тем лучше и достойнее, какова мудрость. И так как не может быть высшей величиной ничто, кроме высшего блага, то необходимо есть нечто наибольшее и наилучшее, т.е. высшее (в отношении) всего существующего2.
3. «Всякое существующее существует либо через нечто, либо через ничто». Но ведь ничто состоит из ничего, и в этом смысле его просто нет. Либо мы принимаем существование бытия, благодаря которому все сущее таково, каково оно есть, либо нет ничего. Тогда, поскольку все существующее суще­ствует через это одно, нет сомнения, что это одно само суще­ствует через себя. Тем самым мы принимаем абсолютное высшее бытие.
4. В мире существуют объекты различных степеней совер­шенства, следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное.
  Априорное доказательство  
Бог есть «нечто, больше чего нельзя ничего себе представить... И, конечно, то, больше чего нельзя себе представить, не может быть только в уме. Ибо если оно уже есть, по крайней мере, в уме, можно представить себе, что оно есть и в действительнос­ти, что больше. Значит, если то, больше чего нельзя себе представить, существует только в уме, тогда то, больше чего нельзя себе представить, есть то, больше чего можно предста­вить себе. Но этого, конечно, не может быть. Итак, без сомне­ния, нечто, больше чего нельзя себе представить, существует и в уме, и в действительности»3.
         

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 5 страница | СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 7 страница

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 158; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.