Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 7 страница

Абеляр: три вида разума

    Божественный разум    
   
Диалектический разум человека
   
  Обычный разум человека  

 

 

1. Космологическое
Все объекты, существующие в этом мире, постоянно изменяются, движутся. Всякое движение есть переход потенции в акт; но объект может быть приведен в действие только тем, что уже активно. Так, дерево в потенции имеет тепло, но для его актуализации необходим огонь. Для одного и того же невозможно сразу быть потенцией и актом (то, что является горячим в акте, уже не является таковым в потенции). Следовательно, все, что движется, двигается чем-то другим. Это приводит нас к идее аристотелевского неподвижного Перводвигателя. Именно он и называется Богом.
2. Каузальное (причинностное)
В мире чувственных вещей мы находим порядок действующих причин. Вещь не может быть причиной самой себя, ибо тогда она должна была бы предшествовать сама себе, а это невозможно. А значит, причина любой вещи — вне ее. В цепи причин невозможно идти до бесконечности, но и пресечь причину означало бы пресечь действие. Если бы в цепи причин можно было бы идти до бесконечно­сти, то не было бы ни первой причины, ни последнего действия, ни промежуточных причин, что ложно. Следовательно, необходимо допустить существование необу­словленной ничем иным первой причины — причины всех причин. Именно это называется Богом.
3. Онтологическое
Среди существующего в мире имеется много случайных вещей, т.е. тех, которые могут быть, а могут и не быть. Но если бы все могло бы не быть, то однажды не осталось бы ничего существующего. Но ведь то, что существует, всегда существует благодаря чему-нибудь иному. Тогда, если бы в какой-то момент ничего бы не существовало, то и потом ничего не могло бы возникнуть. Но это абсурдно и противоре­чит нашему опыту. Следовательно, должно существовать нечто не случайное, а необходимое, то, что имеет собственную необходимость в самом себе. Именно это и называется Богом.

 

Доказательства бытия Бога

4. Догматическое (по степеням совершенства)
В реальности мы находим градацию существ, различающихся по степени совершенства, доброты, благородства, правдивости и т.д. Но сам факт градации подразумевает наличие чего-то максимально , совершенного, доброго, благородного и т.п. Но то, что максимально в истине, максимально и в бытие (по Аристотелю). Огонь, как макси­мальный концентрат тепла, есть причина всех горячих тел. Следовательно, должна быть причина совершенства, доброты, благо­родства. Именно это и называется Богом.
5. Телеологическое (целесообразное)
Даже природные тела, т.е. объекты, не имеющие разума, ведут себя так, чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некоторой цели, финалу. Очевидно, что это не может быть результатом слепой случай­ности, а только намеренно. Но любой объект, лишенный сознания, не может двигаться к цели иначе, нежели управляемый кем-то разумным (если мы видим летящую стрелу, то догадываемся, что где-то есть лучник, e выпустивший). Следовательно, должна существовать сила, направляющая природные существа к цели. Именно она и называется Богом.

Причины людского невежества

Доверие к сомнительному авторитету
Долговременная привычка к известным мнениям
Вульгарные глупости толпы
Невежество ученых, скрываемое под маской всезнайства

Науки, их предмет и польза

Наука Предмет и возможная польза
Общетеоретическая наука Философия (метафизика) Выясняет отношения между частными науками и дает для них исходные положения; сама строится на результатах частных наук.
Практические науки Изучают природу.
Математика Изучает числа и величины; необходима при построении домов и городов, измерении площадей и времени, создании машин и т.д.
Механика (практическая геометрия) С ее помощью в будущем будут созданы летающие аппараты, а также кареты, движущиеся без лошадей, и корабли, плавающие без помощи весел и парусов.
Оптика (перспектива) Изучает свет и его распространение; сам Р. Бэкон изобрел очки, предугадал принцип телескопа и микроскопа.
Астрономия Изучает природные силы звезд.
Наука о тяжести Изучает элементы, так как в них главную роль играет отличие легкого от тяжелого.
Алхимия Изучает неодушевленные теллурические образования и всевозможные элементарные сочетания их; можно научиться превращению одних элементов в другие (неблагородных металлов в золото и серебро).
Биология (земледелие) Изучает органические объекты, т.е. растения и животных; возможно, увеличение урожаев и т.д.
Медицина Изучает организм человека, его здоровье и болезни.
Экспериментальные науки Астрология Показывает практические следствия из различных наук; позволяет познать прошлое, настоящее и будущее земных событий на основании астрономических наблюдений.
Магия Позволяет создать жизненный эликсир и т.п.

Философия и теология

  Философия Теология
Предмет исследования Бытие как сущее и все, что к нему относится и из него выводится Предметы веры (articula fidei)
Способ обоснования идей Строгий доказательно-демонстративный процесс Путь убеждения (через ссылку на авторитет, эмоциональное сопереживание и т.п.)
Логика Логика естественного Логика сверхъестест­венного
Основной метод получения истины Абстрагирование Откровение
Основная цель Знание ради знания Обретение спасения

Истоки гуманизма

Причины испорченности Способы борьбы
Увлечение «натурализмом», т.е. изучением природы, почерпнутое от арабов, в частности от Аверроиса Необходимо опять обратиться к человеку и человеческой душе
Увлечение рационалистическими методами мышления, т.е. диалектикой и логикой Необходимо возвратиться к гуманитарным наукам и их методам

Этапы познания

Вид познания Выполняемая функция
1. Чувственное познание Воспринимает конечное и единичное
2. Рассудок Разделяет противоположности
3. Разум Соединяет противоположности
4. Интеллектуальная интуиция Непосредственно созерцает совпадение противоположностей

Троичность Бога (по Бёме)

Принципы «О трех принципах божественной сущности» (1619) «О благодатном выборе» (1621-1623)
Первый: Бог Отец Пульсируют горькая ярость и гнев или страх-огонь; это чистая энергия, стремящаяся «наружу» к материализации. «Изначальная воля зовется извечный Отец».
Второй: Бог Сын Бог-Отец рождает Сына, в котором яростный огонь превращается в свет любви до всякой объективации или воплощения. «Обретенная, выраженная воля Бездны зовется Его рожденным или единственным Сыном, ибо он — безосновное сущее, в котором Бездна становится основанием».
Третий: Бог Святой Дух Звучит творческое слово Бога «Да будет!»; «сокрытый Бог» становится «Богом явленным»; здесь «непостижимое» вторгается в «постигаемое». «И выход безосновной воли посредством выраженной воли Сына или сущего зовется Дух, ибо он проводит выраженное сущее из самого себя в дело и жизнь воли, как жизнь Отца и Сына».
Божья Мудрость (София) (В данной работе этот принцип не характеризуется.) «И вышедшее есть радость, как обретение вечного ничто, потому что тут Отец, Сын и Дух видят и обретают себя внутри, и зовется оно Божья Мудрость (София), или же Наглядность»; «зерцало Его мудрости»; «Богом выдохнутая сила».

Западная философия Нового времени: хронологические и географические рамки

Название раздела Время
Европейская философия начала Нового времени От 1600 г. и до второй английской революции в 1688 г.
Европейская и североамериканская философия эпохи Просвещения От 1688 г. и до Великой Французской революции в 1789 г.
Немецкая классическая философия С 1770-х гг. до середины XIX в.
Современная западная философия С 1830-х гг. до настоящего времени

Важнейшие новации в философии начала Нового времени

Новации Философы
Развитие и философское обоснование экспериментального метода в науке Фр. Бэкон, Ньютон
Разработка новой научной методологии Фр. Бэкон, Декарт, Ньютон, Локк
Формирование основ новой механистической картины мира (ньютоно-картезианской) и связанного с ней деизма; Декарт, Ньютон
Зарождение и развитие в гносеологии двух противоположных направлений — рационализма и сенсуализма Декарт, Спиноза, Локк
Зарождение идеологии Просвещения Локк
В области социальной философии: а) зарождение учения о двух стадиях развития общества (естественное состояние и граж­данское общество); б) зарождение учения о «договорном» происхождении государства (теория «общественного договора») Гоббс, Локк

Заблуждения человеческого ума

Идолы рода Коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; присущи всем людям.
Идолы пещеры Возникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры.
Идолы рынка Порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей.
Идолы театра Порождаются слепой верой в авторитет, в частности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления; присущи большим группам людей.

Сознание и материя

Сознание Материя
Дано непосредственно Открывается опосредованно — через чувства и воображение
Атрибут (неотъемлемое свойство) — мышление Атрибут — протяженность (по трем направлениям: в длину, глубину и ширину)
Непротяженно, неделимо, не имеет частей и определенной формы (фигуры) Делима на части, имеет определенную фигуру, расположение частей, обладает движением

Частицы и образованные из них тела

Виды частиц Тела
Дробные, бесконечно малые осколки Солнце и неподвижные звезды
Обточенные, шарообразные, очень подвижные Небо
Большие, обладающие гра­нями, малоподвижные Земля, планеты, кометы

Правила для руководства ума

Первое правило Считать истинами лишь то, что с очевидностью признается мною таковым, т.е. тщательно избегать поспешности и предубежденности и принимать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения.
Второе правило Разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения.
Третье правило Мыслить по порядку, начиная с предметов простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных.
Четвертое правило Составлять всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.

Идеи, содержащиеся в уме человека

Вид идей Характеристика идей
Врожденные Обнаруживаются в сознании человека как изначально содержащиеся там
Приобретенные Приходят извне и относятся к вещам, которые находятся вне мыслящего субъекта
Сотворенные Идеи, сконструированные самим человеком

Правила морали

Первое правило Подчинение законам и обычаям моей страны, уважение к религии, под сенью которой Бог дал мне милость получить образование, начиная с самого раннего возраста направлял меня во всех делах в соответствии с наиболее умеренными взглядами, далекими от каких-либо крайностей, повсеместно принятыми и распро­страненными среди людей, в обществе которых мне приходилось жить.
Второе правило Твердость, решимость и упорное следование избранным позициям, даже если они вызывают сомнение, как если бы они были надежнейшими.
Третье правило Побеждать, скорее, себя самого, нежели судьбу, и менять, скорее, свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей.
Четвертое правило Употребить всю мою жизнь на культивирование разума и, насколько возможно, продвигаться вперед в познании истины, следуя методу, который я сам себе предписал.

Спиноза: виды познания

Тип познания Источник Характеристика Объект познания
Мнение Узнаем понаслышке от других людей Почти совсем не адекватное; (например, типичные для богословов ссылки на авторитет Священного Писания) Произвольные объекты
Чувственное познание Чувства Мало адекватное; смутное, неясное, «беспорядочные образы» Конкретные вещи и явления (Петр, эта береза, этот дождь); общие понятия (дерево, человек, идущий дождь)
Рациональное познание Рассудок Адекватное; научное познание, типичное для математики и физики, но имеющее место и в других сферах Идеи количества, формы, движения и т.п.; неизбежные связи между идеями и в особенности причин­но-следственные связи
Интуитивное познание Интуиция Абсолютно адекватное; ясное и отчетливое; видение вещей, исходящими от субстанции Бог = Природа Сущности вещей и явлений

Законы динамики

Законы динамики История создания
Первый закон (закон инерции). Всякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока действующие на него силы не изменят этого состояния. Над ним работали Галилей и Декарт, Ньютон уточнил формулировку
Второй закон. Произведение массы тела на его ускорение равно действующей силе, а направление ускорения совпадает с направлением силы. Был ранее сформули­рован Галилеем
Третий закон. Действию всегда соответствует равное противодействие, или в другой формули­ровке: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противополож­ные стороны. Впервые сформули­рован Ньютоном

Правила для философского рассуждения

Содержание правила Онтологическое допущение
1. Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений (бритва Оккама). Простота природы: Природа ничего не делает напрасно, и излишне делать с помощью многого то, что можно сделать малым; ведь природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей.
2. Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять одними и теми же причинами. Единообразие природы: природа ведет себя сходным образом в самых различных местах — свет от огня в очаге и от Солнца, дыхание человека и животного имеют, соответственно, единые причины.
3. Свойства тел, не допускающих ни постепенного увели­чения, ни постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших экспериментов, должны рассматриваться как универсальные. Единообразие природы
4. В экспериментальной философии суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине, несмотря на про­тивоположные гипотезы, которые могут быть вообразимы, до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления, благодаря которым эти суждения или уточнят, или отнесут к исключениям. Единообразие и простота природы

Типы познания

Тип познания Наиболее очевидные объекты познания
Интуитивное: ясное и отчетливое восприятие совпадения или несовпадения двух идей Так мы познаем собственное существование
Демонстративное: рациональное доказатель­ство Математика; бытие Бога
Чувственное или сенситивное Существование внешних вещей

Социальные законы

Тип законов Оценки поступков в соответствии с данными законами
Божественные законы нарушение: грех выполнение: обязанность или долг
Гражданские законы нарушение: преступление выполнение: «безвинные»
Законы общепри­нятого мнения нарушение: порок выполнение: добродетель

Важнейшие новации философии эпохи Просвещения

Новации Философы
1. Развитие субъективного идеализма Беркли
2. Возникновение и развитие нового философского скептицизма и агностицизма Юм
3. Критика религии и церкви, широкое распространение религиозного скептицизма и вольнодумства, а затем и атеизма Вольтер, Дидро, Гольбах, Ламетри, Кондильяк
4. Широкое распространение деизма (возникшего на базе ньютоновской механики) Вольтер, Монтескье, Руссо, Кант
5. Возникновение (на базе ньютоновской механики) и широкое распространение механистического материализма Дидро, Д'Аламбер, Ламетри, Гольбах, Кондильяк
6. Зарождение и широкое распространение сенсуа­лизма, причем как материалистического толка, так и идеалистического Локк, Кондильяк, Беркли, Юм
7. Противоборство сенсуализма и рационализма (причем теории познания строятся в основном на базе сенсуализма, но при этом рационализм играет роль теоретического фундамента для тезиса о всесилье человеческого разума) Руссо, Дидро, Кондиль­як и др. в одном от­ношении являются сенсуалистами, а в другом — рацио­налистами
8. В социальной философии: а) появление концепции географического детер­минизма (разработка которой связана с применением экспериментального метода естественных наук к человеческому обществу); б) дальнейшее развитие теории «общественного договора» Монтескье Руссо

Внешние и внутренние идеи

Виды идей Внешние Внутренние
Источник Приходят в сознание извне, а значит, из органов чувств Появляются внутри сознания, т.е. являются результатом действия разума
Название Ощущения Мысли

Впечатления и идеи

Восприятия По степени По порядку
Впечатления Входят в сознание с наибольшей силой и яркостью; это ощущения, переживания, эмоции и т.п. Появляются в нашем сознании первыми
Идеи Слабые образцы впечатлений в мышлении и рассуждении Появляются в нашем сознании вторыми (после впечатлений)

Основания для ассоциации идей

Тип основания Примеры
Сходство Портрет заставляет нас вспомнить изображенного на нем человека.
Смежность во времени и в пространстве Видя подъем якоря у корабля, мы воображаем себе его отплытие; вспомнив свой школьный класс, мы вспоминаем соседние с ним классы, коридор, все школьное здание и т.п.
Причинно-следственная связь Думая об огне, мы обязательно думаем и о выделяющемся тепле и дыме.

Понятие «идея» в философии Нового времени (от Декарта до Юма)

Философы Понимание термина «идея»
Декарт: Идеи — это мысли,существующие в уме человека, некоторые идеи (в частности, законы науки) являются врожденными.
Локк: Идеи — это любые объекты человеческого мышления («воображаемое», «понятие» и т.д.), нет никаких врожденных идей.
Беркли: Идеи — это любые объекты человеческого мышления («ощущения», «мысли» и т.д.), нет никаких врожденных идей.
Лейбниц: Нет никаких врожденных идей, но есть врожденная спо­собность к восприятию некоторых фундаментальных идей («Я», «тождество», «бытие» и т.п.).
Юм: Идеи — это один из двух видов восприятия,суще­ствующих в человеческом мышлении, они являются слабым образом впечатлений (ощущений) в мышлении и рассуждении и порождаются ими; нет никаких врожденных идей.

Основные типы законов

Тип закона Происхождение Сфера действия
Физические (естественные) установлены Богом как законы природы «естественное состояние» (догосударственное) и гражданское общество (государство)
Социальные установлены людьми только гражданское общество (государство)

Виды социальных законов

Вид закона Сфера действия
Международное право отношения между народами
Политическое право отношения между правителями и управляемыми
Гражданское право отношения между гражданами

Типы правления

Тип правления Характер власти Этические основания
Республиканский власть находится или в руках всего народа, или части его добродетель
Монархический власть находится в руках одного человека, но правит он посредством установленных законов честь
Деспотический власть находится в руках одного человека, и правит он по своей воле и произволу страх

Виды неравенства

Вид неравенства Характеристика Источник
Естественное, или физическое различия в возрасте, здоровье, телесных и умственных силах или в душевных качествах человеческая природа
Нравственное, или политическое (социальное) различия в богатстве и социальном положении (одни — богаты, ува­жаемы, обладают властью, а другие — бедны, презираемы, вынуждены подчиняться) частная собствен­ность и государст­венное устройство

Обоснование ненужности Бога для объяснения природы

Бог не нужен как: Обоснование
причина возникновения мира поскольку материя сама в себе имеет причину своего существования
источник порядка в мире поскольку материя сама в себе имеет законы, ее упорядочивающие
источник всякого движения (Перводвигатель) поскольку движение есть свойство самой материи

Познавательные способности человека

Вид познаватель­ной способности Характеристика Сфера знания
Чувственность Способность к ощущениям, чувственным созерцаниям Математика (арифметика и геометрия)
Рассудок Способность к понятиям и суждениям Теоретическое естествознание
Разум Способность к умозаключениям, доводящим до «идей» Метафизика

Понимание свободы в философии Нового времени

Философы Понимание свободы
Спиноза Все в мире детерминировано, поэтому подлинной свободы не существует. Но человек может познать необходимость и жить в соответствии с познанными законами бытия. Свобода есть познанная необходимость.
Руссо Человек рожден свободным, и быть свободным — это естественное право человека. В процессе развития человеческого общества происходит закабаление одних людей другими (отнимающими у них их свободу). Целью справедливого законодательства (общественного договора) является достижение макси­мальной свободы для всех граждан.
Кант Человек подчинен необходимости как явление («вещь-для-нас») среди других явлений. Человек свободен как трансцендентная сущность, т.е. как «вещь-в-себе».
Фихте Быть свободным— значит сделать себя свободным. Свобода — это деятельность по познанию необходимости, и деятельность по относительному увеличению области «Я» за счет области «не-Я» в рамках единого Абсолюта.

Шеллинг: основные периоды развития

Название периода Хронологические рамки Основные работы
«Фихтеанский» 1795—1796 гг. О возможной форме философии (1794)
    «Я» как принцип философии (1795)
    Философские письма о догматизме и критицизме (1795)
Натурфилософия 1797—1799 гг. Идеи к философии природы (1797)
    О мировой душе (1798)
    Первый набросок системы философии природы (1799)
Трансценден­тальный идеализм 1800—1801 гг. Система трансцендентального идеализ­ма (1800)
Философия тождества 1801 — 1804 гг. Изложение моей системы философии (1801)
    Бруно, или Природное и божественное начало вещей (1802)
    Философия искусства (1802—1803)
    Всеобщая методология и энциклопедия наук (1803)
    Лекции о методе академического изуче­ния (1803)
    Философия и религия (1804)
Философия свободы 1805—1813 гг. Философские исследования о сущности человеческой свободы (1809)
    Штутгартские беседы (1810)
Философия 1814—1854 гг. Введение в философию мифологии
откровения   Философия мифологии
    Философия откровения (все эти работы опубликованы посмертно)

Стадии развития Абсолюта и структура философии


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 6 страница | СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 8 страница

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 157; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.