Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Астика: “Бхагавадгита” и шесть даршан
“Упанишады” оказали огромное влияние на развитие индийской философской и религиозной мысли до наших дней включительно. По крайней мере, очень долго в Индии была традиция разделять все учения на астику – тех, кто признает “Веды”, и настику – тех, кто их не признает. С ІV–ІІІ вв. до н. э. традиции “Упанишад” продолжает “Бхагавадгита” (Бхагавата – одно из имен бога индуизма Кришны). В ней дается три пути освобождения от кармы: путь знания – для мудрецов; путь действия – для активных, волевых людей (но действие должно быть незаинтересованным, то есть действие ради самого действия, без заинтересованности в конечном результате); путь религиозной любви – для всех остальных. Позже, до конца І тысячелетия до н. э., в астике сформировались шесть так называемых даршан, то есть теорий, умозрений. Это было уже зарождение теоретической философской мысли. Несмотря на это, самая известная из даршан – йога – скорее воспринимается, особенно в настоящее время, не как теоретическая, а как практическая дисциплина. Она действительно состоит из практических, то есть физических упражнений. В йоге с помощью контроля над дыханием, фиксированных положений тела – асан, сосредоточения мысли на каком-то объекте и т. д. достигается цель преодоления собственного “я” – самадхи. Но теоретически йога основывается на другой даршане – санкхье. Санкхья – это дуалистическая система. В ней основа мира – пракрити, или первоматерия, и Пуруша – независимое от нее чистое сознание, которое направляет процессы в этой непроявленной материи, приводит ее к движению, и она становится проявленной. Еще две даршаны – ньяя и вайшешика. Первая из них – это то, что в настоящее время называется гносеологией и логикой, а вторая – то, что мы сейчас называем онтологией, то есть наукой о бытии и его сущностях. Еще одна даршана называется миманса. Это тоже теория познания, только если ньяя – дедукция, то миманса – индукция. И, наконец, последняя даршана называется так же, как и “Упанишады” – веданта, то есть здесь особенно подчеркивается преемственность с “Ведами”. Окончательно веданта была сформулирована Шанкарой (около 788–820) и Рамануджей, который жил уже в ХІ в. Первый из них исповедовал путь знания, второй, – путь религиозной любви. Веданта, реформированная Рамануджей, легла в основу одной из крупнейших религий мира – индуизма.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 173; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |