Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Основные учения настики: чарвака, джайнизм, буддизм

Кроме астики, как уже было сказано выше, существовала еще настика, то есть учения, которые не признавали “Веды”. Остановимся на одном из самых первых материалистических учений древности – это чарвака (или локаята). Его сторонники считали, что мир материален, реально существует и подлежит познанию. При этом локаятики отличали чувственное познание мира (пратьякша) и реально знание о нем (прамана). Но “Веды” не признавались не только материалистическими, но и некоторыми идеалистическими учениями. Самыми главными из этих учений являются джайнизм и буддизм.

При рассмотрении джайнизма может сложиться впечатление, что это не древнеиндийское учение, основанное в VІ в. до н. э., а одна из психологических теорий ХХ в. Во-первых, такому впечатлению способствует сам понятийный аппарат джайнизма: познание через ощущение, память, утверждение о существовании коллективной памяти и тому подобное. Но главное – это джайнистская теория человека. Джайнисты считали, что существует материальная карма, которая проникает внутрь каждой дживы (живой души) и окутывает ее оболочкой кармы. Эта оболочка имеет восемь видов: знание – верное и неверное; интуиция – верная и ошибочная; эмоции – приятные и неприятные; самооценка и поведение – позитивные или негативные; срок жизни – длинный или короткий; основные обстоятельства данной жизни – благоприятные или нет; происхождение; ограничения духовных сил, возможностей следовать своим желаниям. Все это словно несет человека по жизни. При освобождении человека от материальной кармы, которая является бессознательной, начинает действовать сознательная душевная карма. Качества, при наработке которых можно достичь освобождение, считались такими: ненанесение вреда, правдивость, честность, сдержанность в словах, действиях и поступках.

Последователи джайнизма разделились на дигамбаров (“одетых воздухом”) и шветамбаров (“одетых в белое”). Они разошлись между собой по вопросу о степени аскетизма для монахов – нужно ли им вообще обходиться без одежды или нет. От мирян же требовался не аскетизм, а лишь те качества, о которых уже говорилось выше.

Другое, более известное учение, которое не придерживалось “Вед”, – это буддизм, который вышел за пределы Индии и стал одной из трех мировых религий. Он основан Буддой, что означает “пробужденный”. Но настоящее его имя – принц Сиддхартха Гаутама, он был сыном мелкого князька в Северо-Восточной Индии и жил во дворце. О том, что происходит за его пределами, принц не имел никакого представления. Когда он узнал о том, что существуют страдания, это так потрясло его, что он отрекся от мира, тайно оставив дворец. В те времена лесами Индии странствовало много отшельников (шраманов), которые были недовольны тогдашней официальной религией и ее жрецами – брахманизмом и брахманами. К этим отшельникам и присоединился Будда. За время отшельничества он учился у двух мастеров йоги, которые научили его входить в транс. В джайнизме он взял идею аскетизма и на протяжении нескольких лет пытался умерщвлять свое тело постом. Однако аскетизм сам по себе не приводил к просветлению. Но однажды на него нашло прозрение и он сформулировал “четыре благородных истины”.

Первая из них – истина страдания: все в мире преходяще, не имеет постоянной субстанции и потому исполнено скорби. Вторая истина – истина причины: причиной страданий является жажда бытия, желания, страсти, влечения. Третья истина – истина освобождения: освободиться от страданий можно, лишь отказавшись от желаний, подавив в себе все страсти. И, наконец, четвертая истина – истина пути. Она заключается в том, что для достижения спасения нужно выключиться из круга перевоплощений, достичь состояния нирваны, то есть угасания или исчезновения.

Нирваны можно достичь, если следовать срединному восьмеричному пути спасения. Срединным он называется потому, что Будда отрицал как жизнь, направленную лишь на удовлетворение чувственных желаний, так и крайний аскетизм. Этот восьмеричный путь заключается в следующем: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение.

Цель буддизма – беззаботность ума, которая достигается благодаря угасанию желаний.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Астика: “Бхагавадгита” и шесть даршан | Мифология, повлиявшая на формирование китайской философии

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 219; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.