Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Учение Аврелия Августина

В IV в. ситуация с христианством совершенно изменилась. Его уже никто не преследовал, наоборот, оно превратилось в официальную религию Римской империи и христианская церковь сама начала преследовать тех, кто с ней не согласен. Теперь это мощная бюрократическая организация, которая владела землей и рабами. Иоанн Златоуст пытался вернуть в церковь нравственность, но его за это сослали на самую окраину империи (ныне Пицунда, Абхазия) и он по дороге умер.

В таких условиях, когда защищать христианство от нападок было уже не нужно, а требовалось укреплять и обосновывать его власть, и сформировалось противоречивое учение Августина Блаженного (354–430), в котором искренняя любовь к Богу сочеталась с беспощадностью к инакомыслящим. Свой путь мыслитель описывает в “Исповеди”. Начинал он как философ, к христианству относился критически, находя в нем много противоречий и изъянов. Но неожиданно он уверовал – не умом, а сердцем.

Центральный вопрос творчества Августина – вопрос о человеке, кто он есть и как ему жить. Человека он считал несовершенным подобием Бога. Чтобы приблизиться к полному подобию, нужно постоянно углубляться в себя, отрешиться от внешнего мира и концентрироваться на образе Бога. Тогда человек становится способным созерцать вечные истины, источником которых является сам Бог, как бы озаряющий душу человека неким светом.

В отличие от Тертуллиана, мыслитель считал, что нужно “верить, чтобы понимать”.

Августин – основатель социальной философии и философии истории христианской эпохи, изложенной в его основном произведении “О граде Божьем”. В нем впервые представлена линейная концепция времени. Античная концепция времени была циклической, время и история были в ней чем-то наподобие собаки, кусающей собственный хвост. У Августина же время напоминает стрелу, выпущенную из определенного места и летящую точно в цель.

Начало истории – сотворение Богом Адама и Евы. Смысл мировой истории, заключается в борьбе двух царств – царства добра и царства зла, или царства Бога и царства дьявола; цель истории в непременной победе добра. После второго пришествия Иисуса Христа, и страшного суда, после чего грешники будут отданы в ад на вечные муки, а праведники – на вечное блаженство в Раю. На земле, как считал Августин, борьба добра и зла проявляется как борьба церкви и государства. Государство основано на эгоизме, на любви человека к себе, а церковь – на любви к Богу. Этим философ и объяснял то, что Римская империя все слабеет, а церковь все крепчает.

Роль философии истории Августина заключается в том, что это была первая теория общественного прогресса.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Религиозный характер средневековой философской мысли в Европе. Апологетика и патристика | Средневековая схоластика. Спор об универсалиях

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 186; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.