Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Сферы общества

При любом подходе к этим вопросам становится очевидно, что жизнь любого общества не однородна, а представляет собой сложную систему, в которой можно выделить подсистемы, или сферы. Последние можно представить как типы совместной деятельности людей. Основных сфер можно выделить четыре:

1. Экономическая – сфера отношений по поводу средств производства.

2. Социальная – связанная с разделением труда и распределением материальных благ.

3. Политическая – отношения по поводу власти.

4. Духовная – отношения между людьми по поводу духовных потребностей.

Марксистская философия считала определяющей экономическую сферу. В основе любой деятельности людей лежат определенные потребности. Важнейшая такая деятельность – материальное производство, потому что прежде чем быть способными заниматься политикой, наукой или искусством, людям нужно есть, пить, одеваться, потребляя то, что создает материальное производство. В связи с этим основой развития любого общества марксистская философия считает конкретный способ производства материальных благ, который состоит из производственных отношений и производительных сил. Последние включают в себя людей и материальные средства, с помощью которых человек влияет на природную среду.

Совокупность производственных отношений К. Маркс называл базисом. Базис определяет характер надстройки, то есть сферы непроизводственных отношений.

К надстройке марксистская философия относит такие элементы: определенные взгляды, идеи и т. п.; учреждения и организации, которые создаются для реализации этих идей; отношения между людьми, которые возникают на основе действия этих организаций и учреждений.

Социальная роль надстройки – постоянно сохранять, развивать и совершенствовать свой базис.

Отсюда вытекает материалистический подход к истории – способ, которым люди определенного общества производят средства поддержания собственной жизни и обменивают продукты между собой, определяет общественное развитие. До создания марксистской философии существовал лишь идеалистический подход к истории, который можно кратко выразить лозунгом: “Идеи правят миром”. Так, в ХІХ в. существовала теория героев и толпы, которой придерживались младогегельянцы и российские народники: решающую роль в истории играют отдельные личности, которые создают и воплощают в жизнь свои идеи, изменяя мир.

В ХХ в. ярчайшим представителем идеалистического подхода, который считает определяющей сферой общества духовную, был американский мыслитель российского происхождения П. Сорокин. Он выделяет два уровня организации общества: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Второй уровень, по П. Сорокину, всецело подчиняется первому.

Наравне со средствами производства, которые П. Сорокин называл классом вещей, он выделял в качестве неотъемлемого элемента любого общества также класс символов, к которому принадлежат книги, картины, иконы и т. п. Это предметы, которые служат не непосредственно изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они влияют на наше сознание, а уже под их воздействием мы начинаем влиять на реальность, изменяя ее. В этом случае они становятся, как писал П. Сорокин, “переносчиками смысла”.

Идеалистический и материалистический подходы дополняют друг друга. Без существования материальной сферы общества иные сферы, действительно, не смогли бы существовать, однако в наше время связь между отношением людей к средствам производства и их благосостоянием неоднозначна. Иначе говоря, как мы увидим дальше при рассмотрении социальной структуры общества, образ жизни человека в настоящее время совсем не обязательно зависит от его положения в сфере материальных отношений. На самом деле все сферы общественной жизни взаимосвязаны, взаимно влияют друг на друга.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Общество как саморазвивающаяся система | Основные концепции типологизации обществ

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 158; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.