Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Учение о познании Канта

 

В «Критике чистого разума» (1786) Кант сформулировал свой любимый вопрос: «Что я могу знать?» Идея антиномичности разума - противоречащие утверждения могут быть с равным успехом доказуемы и недоказуемы. Существует особая категория всеобщих понятий (Бог, мир как целое, душа, свобода и т. п.), которые по природе не имеют и не могут иметь предметного характера. Антиномии разума Кант разрешает, различая мир явлений и мир вещей в себе в рамках двойственного рассмотрения каждого предмета.

Вещь в себе - проявление абсолютного, симптомами которого в области чистого разума являются понятия, не выводимые из опыта, а в области практического разума - моральные поступки: нет прямого перехода от эмпирического материала к фундаментальным понятиям. Это неагностицизм.

 

Особенности учения о познании:

 

1. В своей теории познания Кант решает проблему: как прийти к объективному знанию, исходя из субъективности (человеческого сознания).

2. Предположение о соразмерности между сознанием и миром. Человеческая субъективная организация - часть мира, поэтому, узнав устройство познавательной системы субъекта, можно получить знание о мире.

3. Условия познания - априорные формы познания (не зависящие от опыта). Понятность через соответствие мыслительных структур субъекта связям мира. Знание - синтез чувственности (способность душевного созерцания предметов) и рассудка (мыслить предмет чувственного созерцания), на основе априорных форм которых (чувственности - пространство и время; рассудка - категории единства, множественности, цельности, реальности, причинности и др.) структурируется человеческий опыт. Чувственность и рассудок не могут выполнять функции друг друга.

 

Кант впервые в истории выявил специфику науки как конструктивного и творческого создания человеческого разума. По Канту, революция в естествознании произошла тогда, когда естествоиспытатели поняли, что «разум видит только то, что сам создает по собственному плану, что он с принципами суждений должен идти впереди согласно постоянным законам и заставлять природу отвечать на его вопросы...». Т. е. наука, как теоретический разум, сама определяет поле своего исследования сама себя ограничивает.

Границы познания в учении Канта - против научного обоснования Бога и души - подобные попытки приводят к антиномиям, высшим проявлениям неопределенности, допускающим альтернативные решения. «Ограничить знание, чтобы освободить место вере». Кант был против абсолютизации научного знания, столь популярной в то время.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Особенности философии эпохи Просвещения: основные проблемы и представители | Этика и социально-политическое учение Канта

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 198; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.