Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Этика и социально-политическое учение Канта

«Звездное небо надо мной и

моральный закон во мне»[12]

Имануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии идеализма, философ и ученый. В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период (до 1770 г.) Кант выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В работах этого периода и, прежде всего, в знаменитой «Всеобщий естественной истории и теории Неба» ( 1755 г.) Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею материализма.

Но специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех «Критик» - «Критики чистого разума» (1781 г.), «Критики практического разума» (1788 г.) и «Критики способности суждения». Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою философскую систему) . Второй период творчества Канта назван «критическим» не только потому, что «Критиками» назывались основные произведения этого периода, но и потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующий ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу. Итак, в этот период Кант решил одну из наиболее важных задач, стоявших в то время перед обществом, - обоснование человеческого достоинства и взаимного равенства. Это была задача эпохи прежде всего потому, что из человеческих способностей к свободному поведению Кант выводит взаимное равенство всех людей. Другое значение решения Кантом этой задачи состоит в том, что он обосновывает человеческую свободу господством людей и их правом распоряжаться вещами.

Кант выводит человеческую способность автономно определить свою волю из того, что человек - это существо, которое преобразовало свои естественные стремления. Вместе с другими немецкими философами Кант выступает против истолкования человека как пассивного создания природы или общества и видит в нем скорее субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования.

Свою заинтересованность социальными проблемами Кант доказывает также тем, что в духе руссоистской (Руссо) традиции основным проявлением свободы считает самоограничение собственного произвола, уважение к свободе остальных. К характерным чертам моральной теории Канта относится то, что он рассматривает этическую проблему независимо от теологических предпосылок. «Мораль корениться в понятии человека как ... существа, которое своим разумом связано с необусловленными законами. Человек поэтому не нуждается ни в коем случае ... в религии, но он полностью самодостаточен благодаря чистому практическому разуму» В другом месте он опять провозглашает, что философскую этику нельзя « повесить ... на ничто на небе ... «.

Самую точную формулу автономии, являющуюся исходным пунктом его суждений, Кант дал в «Метафизических основах правовой науки». Согласно его формуле, наша свобода зависит от того, что связь между чувственным стимулом и поведением не имеет характера прямой необходимости, но выступает как обусловленность. Тогда как у животного внешний раздражитель вызывает инстинктивную акцию, у человека он вызывает лишь желание удовлетворения, к которому бы вела инстинктивная акция. Поэтому в акте воли мотивация автономна и определенность воли преодолевается чувственным раздражителем.

Отличие автономно мотивированного поведения от поведения, определяемого внешними причинами, является отличием между человеческим и животным уровнями жизни. Кант этим самым обосновывает высшую онтологическую ценность человека относительно природы. Как существо, способное к автономной мотивации, человек является « целью в себе», тогда как остальные животные суть лишь простые «средства». Эта онтология, разумеется, действительна лишь с т. зр. нравственного поведения, а не с теоретической т. зр. Во введении к «критике практического разума» Кант провозглашает свободу «доводом существования» нравственного закона.

После этого Кант приступает к формулировке нравственного закона. Поведение человека согласно нравственному закону мотивируется тем, что другие, относительно которых я действую, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средствами для деятельности кого-то другого. согласно более патетичной, но менее точной формуле из «Критики практического разума», нравственный закон предписывает неприкосновенность другого человека.

К формуле морального закона следует добавить, что моральный закон построен на дуализме естественного характера человека и обязанности, которая вытекает из того, что человек является существом, способным к свободному решению, чем он и возвышается над природой. Нравственное поведение выступает как ограничение личного эгоизма, который вытекает из инстинкта самосохранения относительно аналогичной ценности других.

Таким образом, нравственное поведение, по Канту, характерно тем, что оно, с одной стороны, согласно закону, с другой - его мотивацией является достоинство человека. Нравственный закон - это закон внеэмпирический, ибо он не возникает в результате обобщения человеческого поведения, он касается того, что должно быть, а не того, что есть.

Кант убежден, что каждый знает закон априори, т.е. знание закона не обусловлено образованием или воспитанием, оно не обусловлено даже прямым познанием. Невыразимое знание закона является фактом нашего разума. Нравственный закон, т.о., не только происходит из «разума», но он происходит из «чистого разума», т.е. мы знаем о нем априори.

Содержание нравственного императива показывает также, что направление этики Канта не совпадает с христианской этикой. кант стремиться к тому, чтобы нравственное поведение, с одной стороны, укрепляли и фиксировали случаи взаимности, ибо в них люди дают свидетельство того, что они не являются просто животными. С другой стороны, Кант не выделяет такое поведение, как бескорыстная служба, помощь, сочувствие и т.д.

Характерным для этики Канта является тезис, что моральную ценность нашему поведению сообщает умысел. Поэтому об этике Канта часто говорят как о «морали умысла». Тезис об этике умысла отвечает идеи Канта о том, что нравственное поведение не должно иметь в качестве своей основы «склонности» и что оно тем более является заслуженным, чем больше мы должны преодолевать свой естественный эгоизм. Эта идея основывается на строгом дуализме чувственности и закона, чувственность не д.б. направлена на то, чтобы человек тяготел к поведению на основе закона. Наоборот, если поведение на основе чувственности (ех., любви, дружбы и т.п.) совпадает с действием на основе закона, оно не имеет моральной ценности, ибо оно не мотивировано законом. Лишь одно чувство , по Канту, не нарушает нравственной ценности поведения - это чувство уважения к закону, ибо оно относиться к общей нравственной ценности.

Среди постулатов особое положение имеет постулат свободы, ибо реальность свободы гарантируется тем, что она является условием морального закона.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Учение о познании Канта | Система и метод Гегеля

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 211; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.