Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вопрос 77. Славянофильство и западничество

Начало самостоятельной философской мысли в России 19 в. связано с именами А.С.Хомякова и И.В.Киреевского. Их философия – попытка опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства, возникшего как результат национальной самобытности русской духовной жизни. Славянофилы не создали какой-либо философской системы, но они изложили определенную программу.

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) – «рыцарь церкви» (по выражению Н.А.Бердяева). Исходил из церковного сознания при построении философской системы. Сущность церкви, ее основа, по Хомякову, есть духовный организм.

Антропология.

Отдельная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад. Необходима живая и морально здоровая связь с социальным целым.

Хомяков отвергает теорию среды и индивидуализм. Лишь в Церкви – свободном, проникнутом братской любовью к другим людям единении во имя Христа – личность обретает все свои дары, полноту личного богатства. Разум, совесть, художественное творчество на самом деле -функции Церкви.

Учение о двух коренных типах личности. Борьба двух начал: свободы («иранский») и необходимости («кушитский»).

Учение о целостности. Целостность – иерархическая структура души: «центральные силы нашего богообразного разума», вокруг которого все силы духа.

Гносеология.

Теория религиозного познания – учение о «живом знании». Познание истины и овладение ею вверено Церкви. Истина доступна только совокупности мышлений, связанных любовью. Обособленное индивидуальное сознание связано с «рассудком».

Отождествление западного христианства со всей системой рационализма. Рационализм – логическое знание, отделенное от нравственного начала.

Противопоставление веры (первичного акта познания) рассудочному познанию. Первичное «знание веры» – знание в высшей степени живое, оно требует постоянной цельности и неизменяемого согласия в душе человека.

«Всецелый разум» – вершина познавательного процесса, который начинается в вере, продолжается в работе рассудка и находит свое завершение во «всецелом разуме».

Душа овладевает первичным материалом знания – начинается работа рассудка. Разум не отделен от воли и от объекта – основное положение онтологизма.

В то же время Хомяков отступает от онтологизма, утверждая, что в рассудочном анализе мы уже имеем дело с явлением, а не реальностью.

Историософия.

Хомяков признает естественную закономерность в историческом бытии. Это не исключает деятельности Промысла в истории. История движется свободой и устремлением к оковам необходимости.

Православие через Россию может привести к перестройке всей системы культуры.

Учение о соборности – сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Противопоставление Западной Европы и России.

Иван Васильевич Киреевский(1806-1856) – член общества «любомудров» (1822-25), 1830-е гг. – редактор журнала «Европеец», 1845 – «Москвитянина». Христианский философ.

Центральное место в философии Киреевского занимает духовная жизнь. Противопоставление подлинно христианского просвещения и рационализма является важной осью философии Киреевского. Он не отделял в самом себе философского сознания от богословского - никакого дуализма веры и разума.

Церкви и культуры Киреевский не принимал: он искал духовной и идейной целостности. Учение об иерархическом строе души связано с антропологией «Святых отцов» (различие «внешнего» и «внутреннего» человека). Путь к обретению утраченной целостности в «собирании» сил души.

Антропология Киреевского динамична. Иерархический примат моральной среды в человеке – от морального здоровья зависит все остальное.

«Внеморальность» просвещения на Западе придает ему своеобразную устойчивость в связи с утерей динамизма духа. Просвещение духовное есть живое знание, которое может утрачиваться.

От «естественного» разума надо вообще «восходить» к разуму духовному. Когда человек трудится над своим духовным устроением, он делает общее дело всей Церкви. Развитие самобытного православного мышления должно быть общим делом людей верующих и мыслящих.

Гносеология.

Почтительное отношение к Западной философии при понимании того, что русская мысль иначе укоренена в христианстве. Болезнь западной философии, по Киреевскому, идеализм. Нужно такое учение о познании, которое не отрывает от реальности – онтологизм в истолковании познания.

Связь познания со всей духовной сферой в человеке, цельность в духе. Если она утрачивается рождается «логическое мышление» или «рассудок», оторвавшийся от реальности.

Приобщение к реальности есть функция не мышления самого по себе, а личности в ее целом. Это дано «верующему мышлению», то есть познание реальности есть функция Богопознания. Разрыв с реальностью начинается в области веры.

Православно верующий может понять все более низкие системы мышления.

Необходимо изнутри поднять мышление до высшей формы, где вера и разум не противостоят друг другу.

Историософия.

Свободная воля человека. Внутренняя связанность. Киреевский признает Промысел в истории. «Смысл» истории охватывает человечество как целое. Преемственность всемирно исторической мысли (каждый народ выступает в свое время на первый план).

Ожидание нового исторического «эона» – новой эпохи, связанной с прославлением «русской идеи».

Константин Сергеевич Аксаков(1817-1860). Религиозно-нравственное мировоззрение.

Высокоразвитая семья сочетается у славян с общинным строем, опирается на волю народа.

Разница понятий «страна» (община, живущая по внутренним нравственным законам) и «государство» (функционирует в соответствии с внешним законом). Государство образовалось на основе добровольного призвания варягов. Аксаков идеализировал русскую историю, считал ее «всеобщей исповедью».

Основы высокой нравственности Аксаков находил в крестьянстве.

Юрий Федорович Самарин(1819-1876).

Христианство зовет к отвлечению от своей личности и безусловному подчинению ее целому. Связь личности с Богом есть первичный и основной факт в ее бытии. Наша задача состоит в создании цельного образа нравственного человека.

Религиозная жизнь покоится на опыте. Принципиальный реализм познания в отеношении и тварного, и божественного бытия.

 

В отличие от славянофилов западники были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти те же этапы развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и просвещение. Их мало интересовала религия.

Идейным вдохновителем западничества стал Петр Яковлевич Чаадаев(1794-1856). Его главное произведение – «Философические письма» (1829-1831).

Религиозные переживания – ключ ко всем взглядам Чаадаева. У него нет богословской системы – он строит богословие культуры. Для религиозного мира Чаадаева характерна внутренняя цельность. Чаадаев – всецело и до конца воодушевленная христианством натура. Идея Царства Божия в историческом воплощении как церковь.

Антропология.

Высшее начало в человеке формируется благодаря социальной среде. Индивидуальный разум зависит от «всеобщего», то есть социального разума.

Чаадаев утверждает реальность человеческой свободы. Учение о «страшной» силе свободы у Чаадаева стоит в теснейшей связи с учением о поврежденности человека и всей природы. Идеология индивидуализма, по Чаадаеву, ложна по существу: назначение человека – уничтожение личного бытия и замена его бытием вполне социальным или безличным.

Поврежденность человека выражается в ложном обособлении его от «всемирного существа». Через преодоление этого фантома обособленности восстанавливается связь с мировым целым. Высшее сознание=совокупность идей=духовная сущность вселенной.

Источником познания Чаадаев считал взаимодействие людей.

Провиденциализм.

Христианство нельзя понимать внеисторически, но и историческое бытие не может быть понято вне христианства. Каждый народ – «нравственная личность». Католицизм наполняет Чаадаева воодушевлением, энтузиазмом в его действии на исторический процесс на Западе.

Чаадаев не смог включить Россию в ту схему провиденциализма, какую навевала история Запада. Россия «заблудилась» на Земле (неплохо, правда J )

«Удел» России дать когда-нибудь ответ на все вопросы, стоящие в Европе (вот так им всем!!!)

Пустота социального существования, религиозное обособление.

Николай Владимирович Станкевич(1813-1840). Возникновение западнического движения связано с кружком Станкевича – 1831 г. Находился под влиянием Шеллинга.

Жизнь есть любовь. Вечные законы ее и вечное их исполнение – разум и воля. Жизнь беспредельна в пространстве и времени. Созерцание необходимо для развития мышления.

Виссарион Григорьевич Белинский(1811-1848). (Этого-то дауна все знают???!!!)

В основе размышлений Белинского стоял человек, его внутренний мир и судьба.

Вера в человека.

Система Гегеля захватила Белинского, оторвала от абстрактного идеализма и направила к философскому реализму.

Ощущение в ежедневной реальности пульса абсолютной идеи – ключ к постижению мира и человека.

Примат общества.

Белинский вместе с Герценом является основателем русского либерализма (чтоб ему пусто…!!!). Выступление против церкви, переход к атеизму.

Александр Иванович Герцен(1812-1870). (Думы, думы, думы и… былое J )

Философские работы: «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46).

Он пошел дальше Гегеля, к материализму (Ленин) (а на кой ….?)

На самом деле у Герцена можно обнаружить отрицательное отношение к религии, идее личного Бога и личного бессмертия.

Герцен признавал существование объективного разума в основе природы.

Герцен не был материалистом. Он язвительно критиковал учение славянофилов, поскольку те идеализировали самодержавие и православие. В 1848 г., разочаровавшись в Западной Европе, пришел к мысли, что русская деревенская община и артель содержат задатки социализма, который осуществиться в России скорее, чем где-либо еще. Однако Герцен не рассматривал социализм как совершенную форму общества (вот это молодец!).

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Вопрос 73. Экзистенциализм: основные направления, представители, этапы и объяснительные принципы | Вопрос 78а. Философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 233; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.009 сек.