Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вопрос 78а. Философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского

 

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Он стал главным идеологом «почвеннического» течения.

Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа – это темы антропологии, философии истории, этики, философии религии.

Главная идея «почвенничества» – «национальная почва» как основа социального и духовного развития России.

В основе всех исканий и построений Достоевского – религиозные искания. У него никогда не было сомнения в бытии Бога, но всегда вставал вопрос: что следует из бытия Божия для мира и человека. Он никогда не утверждал внутренней разнородности христианства и культуры.

Защита личности, этический персонализм.

Антропология. Философия Достоевского антропологична, в ней ярко выражен персонализм. Достоевский вскрыл как «темную» сторону в человеке (силы разрушения, эгоизм, аморальность), так и светлые силы души, диалектику добра в ней.

Человек включен в порядок природы, подчинен ее законам, но он может и должен быть независим от природы. Подлинное в человеке состоит лишь в его этической жизни. Роковая неустроенность человеческого духа ставят его перед постоянной дилеммой добра и зла.

Подлинная суть человека дана в его свободе, в его жажде и возможности его индивидуального самоутверждения. «Слепота» свободы объясняется тем, что она соединена только с голым разумом. К добру человека движет воля, сила духа.

Человек создан этическим существом и не может перестать быть им. В человеке таится великая сила, спасающая его и мир, но человечество не умеет использовать эту силу. Лишь через страдания и часто через преступление человек освобождается от соблазнов зла и вновь обращается к Богу. Человек не может прожить без Бога.

Этика. Этический максимализм Достоевского. Например, бунт Ивана Карамазова против Бога объясняется этическим максимализмом, не принимающим мира потому, что его «будущая гармония» основана на страдании.

Вера в человеке торжествует при погружении в самые темные движения человеческой души.

Достоевский сознательно защищал мистическую этику. Моральные движения, по Достоевскому, определяются живым ощущением Бога, а где его нет – там или цинизм, или человекобожество.

Идея подлинного брата, связи людей таинственным единством.

Живое и подлинное отношение к жизни для нас измеряется лишь любовью, переступающей границы и рассудка, и разума. Универсализм любви держится живым ощущением Бога.

Эстетика.Красота – гармония, в ней успокоение. Без красоты прожить невозможно. Религиозная интерпретация эстетических переживаний, по Достоевскому, в том, что они движут нас к Богу. Неоднократно Достоевский отмечал и моральную двусмысленность красоты, одновременно с гармонией, это ужасная и страшная вещь. Не красота, а ее саму нужно спасать.

Историософия.Каждый народ имеет свою миссию. Вера в особую задачу России в истории. Россия сильна своим Православием. У Достоевского было религиозное понимание истории. Гармонизация исторического процесса включает в себя подавление человеческой свободы. Выход из этого положения Достоевский видел в свободном движении народов к «оцерковлению» всего земного порядка.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Вопрос 77. Славянофильство и западничество | Вопрос 78б. Философские идеи в творчестве Л.Н.Толстого

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 188; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.