Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Дамаскин и его понимание философии

На русские земли философские идеи проникают через восточную патристику - после принятая славянами в конце X века христианства. Патристика с ее крупнейшим авторитетом Августином непосредственно выросла из античной традиции. Труды ранних христианских богословов Григория Нисского, Василия Великого, Григория Назианзина, приобщая южных и восточных славян к таинствам веры, одновременно закладыва­ли основание для формирования новых мировоззренческих структур.

По мнению петербургского исследователя А. Замалеева, одной из заслуг отцов церкви стала разработка аллегорического метода. Аллего­рия превращает высказывание в систему намеков; прямой смысл до­полняется новым, порой далеко отходящим от основного. Мы знакоми­лись с этим методом на примере творчества арабских мыслителей Ибн-Сины и Аверроэса. Там он использовался для защиты науки от нападок религиозного фанатизма. Такой же будет его роль и в восточной патрис­тике. Но прежде он поможет перевести богословие из сферы свободно­го художественного философствования в стиле Платона на язык более строгого, даже формализованного изложения догматов веры.

Эту задачу выполняет последний крупный представитель восточ­ной патристики Иоанн из Дамаска или Дамаскин (ок. 675 - ок. 750).

Капитальный труд Дамаскина "Источник знания" состоял из "Диа­лектики" и "Точного изложения православной веры" (Иногда сочинения Дамаскина делят на три части; мы в данном случае следуем С. Аверинцеву). "Изложение" кроме вопросов собственно догматических содер­жало множество идей антропологического толка. В "Диалектике" Иоанн дает свои знаменитые шесть определений философии.

Философия, во-первых, это познание природы сущего; во-вторых, познание вещей человеческих и божественных, или, другими словами, "вещей видимых и невидимых". Третья ее тема - жизнь и смерть, ибо и то и другое двояко: естественно и произвольно одновременно. В-чет­вертых, философия изучает природу блага, справедливости и доброты, то есть праведности. Ведь праведность всегда превышает меру спра­ведливости. Этот аспект философствования Дамаскин называет уподоб­лением Богу. В-пятых, философия является началом искусств и всякой науки. И, наконец, она есть любовь к мудрости. Истинная же мудрость -это Бог, а потому "любовь к Богу есть истинная философия".

Если последнее высказывание прочитать справа налево, то полу­чится тезис, очень близкий рационализму и пантеизму Нового времени: "философия - вот истинная любовь к Богу". Дамаскин, однако, мыслит категориями своего времени. Для него это выражение, скорее всего, необратимо. Тем не менее им выделены все основные темы философ­ских размышлений: бытие, познание, человек, ценности. Он правильно указывает на важнейшую проблему антропологии - соотношение есте­ственного и "произвольного" (необходимости и свободы) в человеке.

Следуя античной классике, Дамаскин делит философию на умо­зрительную и практическую. Практическая мудрость учит распоряжать­ся собственной жизнью. Если она предлагает законы одному человеку, то именуется этикой; если семье-домостроительством; если городам и землям - политикой.

Дамаскин дотошно расчленяет понятия и уточняет смыслы. В Точ­ном изложении православной веры" он переносит эту "методу" на хрис­тианское учение, предвосхитив тем самым "суммы" поздней схоластики. Есть сведения, что работа византийского богослова послужила образ­цом для Фомы Аквинского и его учителя Альберта Великого.

На славянский язык "Изложение" было переведено к концу XII века. С философской же частью русский читатель познакомился в начале XV века. Надо сказать, что переводческая практика того времени значи­тельно отличалась от современной в сторону большей свободы пере­водчика: это, скорее, было вольное переложение оригинала. Среди пе­реводчиков Дамаскина отметим Андрея Курбского - известного оппо­нента Ивана Грозного.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XV1 ВЕКОВ | Древнеславянские просветители Кирилл и Мефодий

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 138; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.