Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Древнеславянские просветители Кирилл и Мефодий

Нет письменности - нет абстрактных понятий, а без понятий не­возможны ни философия, ни развитие теоретических интересов. Густав Шпет очень хорошо понимал эту зависимость и отказывал русскому сред­невековью в философичности мысли, так как считал, что даже после образования Московского государства русская элементарная грамот­ность была мапо распространена за пределами церкви, царского двора и канцелярий. Позднейшие раскопки в Новгороде показали, что Шпет заблуждался. Самое древнее бронзовое писало для выдавливания букв на бересте найдено в слое, датируемом серединой X века. Содержание же найденных берестяных грамот (а их более четырехсот) демонстриру­ет широкое распространение грамотности у северо-восточных славян.

Грамота № 377

От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев.

Грамота № 415

Поклон от Февронии к Феликсу с плачем. Избил меня пасынок и вы­гнал со двора. Вели мне ехать в город или сам приезжай сюда. Избита я.

В "Повести временных лет" есть рассказ, как славянские князья: "и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют русь" - просят у императора Михаила дать им письменность и учителей. Славя­нам не нужны ни латынь, ни греческий, ибо "одни учат нас так, а другие иначе, а от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения". Со­гласно летописи византийцы прислали братьев Кирилла (в монашестве Константин) и Мефодия, проповедников христианства и переводчиков богослужебных книг.

Хотя до взаимной анафемы Рима и Константинополя оставалось еще полтора столетия, борьба за сферы влияния уже шла. Братья раз­вернули миссионерскую деятельность на землях современной Чехии, Польши и Австрии. До земель руссов они не добрались. Однако создан­ная ими на базе греческого письма кириллица легла в основу древне­русской письменности.

Наибольшей склонностью к философии отличался Кирилл, про­званный Философом. Кирилла волновала нравственно-духовная сторо­на человеческой жизни и прежде всего проблема свободы. Свобода, по его мнению, прямое следствие положения человека в мире. Люди стоят ниже ангелов, но выше животных, отличаясь от одних разумом и речью, а от других - гневом и похотью. Потому, говорит Кирилл, только от чело­века зависит, к кому он приблизится своими действиями и образом мыс­лей.

Исследователи отмечают, что понимание философии в духе Ки­рилла получило широкий резонанс в общественном сознании Киевской Руси.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Дамаскин и его понимание философии | Флорилегии

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 157; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.