Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Анализ страстей Нилом Сорским
Нил, до пострижения Николай Майков, происходил из боярского рода. На Афоне он старательно изучал патристику и технику медитации. По возвращении основал собственную пустынь на реке Соре (так тогда называли мужские монастыри, стоящие на отшибе). Под именем Сорского вошел в число старцев, то есть наиболее уважаемых, авторитетных церковных деятелей. Позднее причислен к лику святых. Исихастская подготовка Сорского сказалась при написании им скитского устава, где даются рекомендации по переустройству внутреннего мира монахов и, в частности, по преодолению "дурных страстей". Под страстью Нил понимает "долговременное и вошедшее в привычку услаждение". Это некая склонность, которая, «долгое время, гнездясь в душе, обращается как бы в естество ее». Причиной укоренения страсти может стать даже "долговременное занятие предметом". Можно сказать, что описание страсти у Сорского не так уж сильно отличается от принятого в современной психологической науке, которая выделяет такие черты страсти, как устойчивость, сила, доминирование над другими побуждениями, единство волевого и эмоционального начал. Нил детально рассматривает процесс становления страсти. Он выделяет в нем пять стадий: первомыслие или пролог; сочетание или появление интереса к предмету; сложение как принятие интереса в качестве цели; пленение или временное подчинение своему желанию; и, наконец, страсть как порабощенное, несвободное состояние. Пролог непроизволен и потому этически нейтрален. Интерес же безгрешен не всегда, ибо он контролируется сознанием и представляет собой произвольное движение души. В случае нежелательности интереса воле, однако, нужны помощники. Средствами "трезвения ума" Нил считает пост, физический труд и молитву: "Читай, работай, если не помогает, - молись". Но в спасительную силу молитвы он, по-видимому, верил "нетвердо". Это видно из его дальнейших наставлений. Если греховные помыслы утвердились и человек попал в рабство к греху, то здесь, говорит Нил, в первую очередь нужна помощь других людей; сочувствие, поддержка, даже простая беседа могут помочь "разорить" "скверну" в душе. Хотя последнее наставление не слишком согласуется с установкой на отшельничество, рекомендации психологически безупречны. Они на самом деле помогают обрести внутреннюю устойчивость по отношению к самым разным формам зависимости. На Афоне же Сорский познакомился с разработанной восточными "отцами" классификацией грехов. "Отцы церкви" выделяли восемь грехов: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние, тщеславие и гордость. Нил сохраняет традиционную последовательность, но меняет смысл последнего члена этого ряда. С точки зрения церковных ортодоксов, грех гордыни является по существу бунтом против Бога. Из-за гордыни Ева лишилась бессмертия. Гордыня привела Джордано Бруно на костер. Гордость, то есть стремление встать вровень с Богом, - страшный, смертный грех. Для Сорского "помысел гордостный" – это грех не столько перед Богом, сколько перед людьми. Он возникает от материапьной пресыщенности и бездуховности: "Чем гордятся? Хорошим монастырем, а обычай таков, что монастырь хорош от неправд: от стяжания сел и многих имений". Здесь Нил весьма последователен. В самом деле, монах - это инок, т.е. иной. Он, по определению, стремится к иной жизни. Грехи - единственное, что связывает его с нашим миром. А грехи идут от желаний. Отсюда самое решительное отрицание желания - главное условие достижения святости. Эта программа известна еще со времен Будды. Ирония заключалась в том, что именно следование ей привело Нила Сорского в самый центр идейных конфликтов того времени.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 138; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |