Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Церковная собственность: нестяжатели, еретики, иосифляне
Отказ от собственности, то есть нестяжание, — один из самых легких обетов при пострижении в монахи. В монастыре даже послушник получал все необходимое. Но с коллективной собственностью братии дело обстояло куда как сложнее. Еще Феодосии Печерский доказывал, что чем богаче монастырь, тем ближе он кблагодати. К XVI веку монастыри стали собственниками почти трети обрабатываемых земель. Они сдавали угодья в аренду, ссужали деньгами, организовывали промыслы. Напомним также, что со времен баскаков церковь пользовалась налоговыми льготами и обладала судебным иммунитетом, вследствие чего знать нередко уходила в монастыри целыми семьями. Словом, богатства церкви росли, а авторитет падал. Возникло противоречие между идеологическими задачами церкви и ее хозяйственной деятельностью. Часть духовенства выступила с критикой "предпринимательских" амбиций церкви, получив название нестяжателей. На северо-востоке страны их нередко именовали "старцами". Противников нестяжателей возглавил Иосиф Волоцкий, игумен Волоколамского монастыря. Отсюда пошло словечко "иосифляне", то есть приверженцы Волоцкого. Н. Козлов и М. Громов различают среди нестяжателей сторонников "духовного" и "обличительного" направлений. Нестяжатели "духовного" направления мечтали о превращении монашества в сообщество подвижников. Они должны были сами обеспечивать себя всем необходимым, а в оставшееся время читать, молиться, переписывать книги и предаваться мыслям о возвышенном. Нестяжатели стали основоположниками утопической традиции в духовной жизни Руси. Среди "обличителей" быстро выделился Вассиан Патрикеев, правнук литовского князя, перешедшего на русскую службу, и троюродный брат Василия III.Удачливый дипломат и воевода, он на свою беду ввязался в династические споры и за "высокоумие" был насильно пострижен в монахи. Основной тезис Вассиана следующий: "О селах в Евангелии писано, не велено сел монастырям держати"; наши же монастыри их не только "держат", но имеют к ним "пристрастие". В подтверждение своих слов он рисует очень выразительную картину далеко не апостольского поведения монашествующих и особенно их верхов; приношения используют "неправедно и лихоимственно" и против "благочестия". Но это, так сказать, эмпирическое доказательство. Оно слабовато, так как одним фактам почти всегда можно противопоставить другие, обратные первым. Поэтому Вассиан предпринимает еще один шаг. Он обращается к творениям апостолов и составляет новый свод церковных канонов, так называемую Кормчую книгу. Она должна была подтвердить подлинность нестяжательских взглядов для христианства. Сам способ обоснования - ссылка на религиозные тексты - остается прежним, авторитарным. Но поскольку апостолы писали о разном и по-разному, такой подход открывал перспективу известной рационализации сознания. Возможно, поэтому авторы монографии "Русское православие: вехи истории", подготовленной к тысячелетию принятия христианства на Руси, называют идеи нестяжателей "рационалистическими". Кормчая книга сильно обеспокоила высших церковных иерархов, и в 1531 году ее автора вызвали на церковный собор, где ему предъявили ряд обвинений. Среди них, в частности, фигурировало "непозволительное" увлечение Платоном и Аристотелем. Но самым серьезным было обвинение в "нетленной ереси". Эта ересь прямо вытекала из теологических построений мистиков. Ведь для мистиков Бог трансцендентен, то есть находится по ту сторону бытия. Тленность же - это черта посюстороннего, тварного мира. Бог не имеет никаких тварных черт, следовательно, он нетленен; нетленное же "не умирает, и аще не умирает, то уже не воскресает, но всегда нетленно и бессмертно пребывает". Судьи вполне логично усматривали здесь, во-первых, отрицание воскресения Христа и, во-вторых, признание бессмысленности христианской веры вообще. Вассиан еще раз показал, что последовательный мистицизм приводит в конечном счете к инакомыслию. 3.1.1. Максим Грек и его "Послание о фортуне" В работе над Кормчей книгой Вассиану помогал Максим Грек. Будучи по происхождению греком, он много лет провел во Флоренции, а затем на Афоне и был приглашен великим князем для "исправления книг". О Греке написано много. И Замалеев, и Громов исключительно высоко оценивают его заслуги в развитии русской духовности. А. Клибанов, знаток российского средневековья, проводит даже параллель между московским кружком Максима Грека и флорентийской Академией. Для нас это сопоставление тем более интересно, что в обширном наследии афонского богослова есть маленький фрагмент, посвященный теме, активно обсуждавшейся гуманистами, а именно - фортуне. "Послание о фортуне" с очень характерным подзаголовком "О немецкой лжи" начинается кратким, но точным описанием предмета размышлений. Речь пойдет о "бесами изобретенном учении", будто бы Бог посредством колеса счастья, по латыни фортуны, управляет людьми: одних на высоту власти возводит, других "низлагает в бесчестье". Автор послания обнаруживает большую ученость, выискивая корни опровергаемого учения в древнеиранском культе Заратустры и в философии Эпикура. Наслышан он и о "фортуне латинской". Однако его собственное отношение к этому учению отрицательное; нет никакого случая и никакой судьбы, а все устроено промыслом божьим. Сами "эллины" Эпикура "порицают", главное же - это то, что в Писании учения о фортуне нет! Следует прилежно держаться данных Спасителем нашим, его учениками и апостолами и вселенскими соборами догматов и завещаний! Такими словами Максим завершает свое рассуждение. Общий дух послания очень далек от умонастроения и выводов Макиавелли и Салютати. Образцом для Грека здесь выступают не гуманистические идеалы Мирондолы, а скорее, аскетические проповеди обличителя Возрождения доминиканского монаха Савонаролы. Нестяжатели считали, что церковь должна умерить аппетиты ради своего духовного очищения. Еще дальше в отрицании церковных привилегий и в стремлении к равенству заходили идеологи новгородско-псковских ересей XIV-XV веков.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 218; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |