Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Человек как философская проблема. Истоки интереса к человеку

В истории философии практически нет философа, который бы не обращался к чел-ку. Многие философские школы ключевым в понимании мира видели чел-ка. «Познай самого себя и познаешь весь мир!» - Бердяев. Лао-цзы: «Знающий других - умен, знающий себя – мудр!» Иисус Христос: «Царство Божие – внутри нас!» Бердяев: «Чел-к себя знает прежде и больше, чем окружающий мир. В чел-ке – абсолютное бытие, вне – относительное». Не было эпохи, чтобы чел-ком вообще не интересовались.

Есть оптимистическая оценка чел-ка: безграничный микрокосм, совершенное существо. И пессимистическая: чел-к – ошибка природы, он изначально порочен. Шопенгауэр: «Чел-к ущербный». Есть множество определений чел-ка:

- разумное существо.

- политическое животное.

- венец природы.

- тупик жизни.

- ложный шаг жизни.

- животное, создающее орудия труда.

- существо с самосознанием.

Причина разброса мнений: природа самого чел-ка, происхождение чел-ка.

Два типа происхождения:

1.Естественное – чел-к – продукт эволюции живой и неживой природы. (Дарвин). Его работа стала основой для мнений о происхождении чел-ка. Есть другая группа ученых, которая

говорит, что жизнь – из космоса.

2.Искусственное – чел-к – сверхприродное начало. Происхождение чел-ка – творение Бога или космического разума.

Бесспорные факты:

1.Появление чел-ка связано с развитием жизни на Земле.

2.Между чел-ком и животным миром есть родственные связи.

3.Чел-к и окружающий мир эволюционируют.

Генетика открывает просторы. Клонирование чел-ка вызвало много споров. Говорят, что люди бессмертны. Открыли гены, которые отвечают за старение организма. Задачи – установление: происхождения чел-ка, природы сознания, языка, морали, духовности.

Два подхода к изучению чел-ка:

1.Интравертионный – чел-ка пытаются осмыслить как бы изнутри. Изучают сознание, душу, психику, пороки, добродетели. Рассуждения опираются на психологию, мистику, оккультизм.

2.Экстравертионный – изучение извне. Изучается общественная обусловленность чел-ка, связь с Богом. Опирается на историю, социологию, экологию, теологию.

Единой основы для изучения чел-ка, для понимания чел-ка нет философии и не будет. Есть разные мировоззренческие позиции:

1.Космоцентризм – в центре внимания находятся природа, мир.

2.Теоцентризм – бытие чел-ка обусловлено Богом.

3.Социоцентризм – в центре внимания – общество.

4.Антропоцентризм – в центре – чел-к.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Закон отрицания отрицания | Проблема человека в истории философии

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 204; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.