Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Проблема человека в истории философии

В философии Др. Востока единства по проблеме чел-ка нет. Философия Др. Китая социоцентрична. Философы исходят из приоритета общества. В Индии приоритет – за внутренней природой чел-ка. Для восточного мышления характерен поиск начала чел-ка. Вивекананда Свами (инд. философ): «Человек рождается, чтобы покорить природу». Западная философия под природой понимает физический мир, но есть еще более величественный мир – внутренний мир чел-ка. Во внутреннем мире чел-ка, чел-к Востока – свой. Если Запад хочет узнать, что такое Бог, то он должен сесть у ног Востока и слушать. Чел-к – небольшая песчинка в космосе.

Античная философия решала проблемы космоса. Решение проблем космоса дает основу для решения проблем чел-ка. Чел-к – часть мира космоса. Чел-к – малый мир, который связан с большим миром. Большую роль в познании чел-ка играют понятия: мудрость, мышление, знание, интеллект.

Средневековая философия проповедует теоцентризм – все определяет Бог. Сущность чел-ка постигается через веру. Разум, озаренный верой позволяет определить часть чел-ка. Чел-к – часть окружающего мира, сущность Бога. Чел-к – сотворенное существо и он подчинен Богу. Чел-к – такая же непостижимая тайна как и Бог.

Эпоха Возрождения избрала антропоцентризм, космоцентризм. Чел-к представляет самого себя. Чел-к растет как личность. Чел-к – творец своей судьбы, он верит, что его возможности безграничны. Пико Делла Мирандола: «Нет ничего более великого, чем человек, созданный Богом». Но был и космоцентризм. Дж. Бруно: «Чел-к – неотъемлемая часть природы. Чел-к подчинен природе».

Философия Нового времени. Чел-к – общественное существо. Чел-к – познающий субъект. У французских философов произошло нарушение целостности чел-ка – отождествление его с машиной.

Немецкая классическая философия. И. Кант: «Чел-к – это уникальное существо, поэтому и рассуждать о чел-ке нужно отдельно». Выделяет три природы:

1.Неживая природа – з-ны механики.

2.Живая – з-ны целесообразности.

3.Природа чел-ка – свобода. Эта природа не сводима к двум другим природам. Она не может быть постигнута через них. Это самодовлеющая система.

Кант создает отдельное учение о чел-ке. Чел-к – субъект духовной деятельности.

Л. Фейербах выдвинул категорию человек. Обращается к природно-историческому началу чел-ка. Чел-к – это не механизм, а чел-к – это организм.

К. Маркс рассматривает чел-ка одновременно и как биологическое существо и как социальное существо. Марксистское понимание чел-ка претендовало на всесторонность. Европейские философы говорили об индивидуальной природе чел-ка.

Философия 20 в. породила экзистенциализм: Мир – это человеческая реальность. Бытие есть человек. Чел-к не может быть сведен ни к какой сущности. Личность – это неповторимое духовное самоопределение.

В начале 20 в. были созданы предпосылки, чтобы возникла философская антропология – это философские взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования чел-ка как носителя особого рода реальности.

8.Философское содержание понятий «движение» и «развитие».Изменяется все. Это положение формирует диалектику (Гераклит). Используют два понятия: движение и развитие. Движение – любое изменение состояния природных процессов и явлений. Покой вещей относителен. Если посмотреть на покоящуюся вещь относительно Вселенной, то она движется. Относительно микромира вещи также движутся – частица движутся внутри вещей. (Движение материков). Покой относителен, т.к. он существует только относительно какой-либо системы координат. Движение абсолютно, оно безотносительно к чему-либо. С рациональной точки зрения, движение вечно. Происходит самодвижение любой реальности, в ее основе лежит сила притяжения и сила отталкивания.

Есть два типа движения:

1.Движение, связанное с переносом в пространстве материи, энергии, информации. Здесь движущиеся предметы остаются неизменными в своих характеристиках – количественные изменения (идущий человек, мысленный переход от одних объектов к другим). Но это движение не охватывает все.

2.Движение с перестройкой внутренней структуры предмета. Изменяются кач-ва предмета. Если движение обладает необратимостью и направленностью, то это развитие. Его делят на:

а)Усложнение внутренней структуры предмета, повышение уровня организации предмета – прогресс.

б)если движение обратное – то это регресс.

Эти виды развития не абсолютны. Развитие применимо и к мышлению чел-ка. В отличие от мира вещей пространственные хар-ки для мышления чел-ка не применимы, а применимы временные хар-ки. Развитие мышления – вызревание, усложнение мысли, она становится ясной и законченной.

Выделяют формы движения по различным критериям.

По различным уровням организации материи (Энгельс):1.Механическое.2.Физическое.3.Химическое.4.Биологическое.

5.Социальное.Закономерности форм движения материи: «все формы движения материи связаны между собой, и каждая последующая форма основывается на предыдущей. Но высшие формы движения принципиально не сводимы к низшим формам движения материи». (Энгельс). Попытки сведения низших форм движения к высшим – редукционизм (механицизм).

«Есть базовая форма движения материи – механическая» - (Энгельс). С точки зрения современных представлений о мире теория Энгельса нуждается в уточнении. (Движение элементарных частиц не сводимо к з-нам механики, нет точного кол-ва форм движения материи, элементарные носители жизни – ДНК и РНК, а не молекулы белков; существует геологическая форма движения материи).

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Человек как философская проблема. Истоки интереса к человеку | Общая характеристика организации

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 172; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.