Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




различают три зоны

верхнюю (лоб)

 

среднюю (брови, нос, глаза, губы)

 

нижнюю (подбородок)

 


2. Паралингвистика (просодика) и экстралингвистика –особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, смех, плач, покашливание, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта.

Информативность речи –это богатство содержания речи. Важность темы, интерес к ней слушателей, что позволяет говорящему привлечь внимание слушателей. Часто выступающий говорит много, но речь бессодержательна, пуста.

Классическая сценка «О вреде табака»

Пародия на лекцию

Нюхин…Милостивые государыни и некоторым образом милостивые государи… Жене моей было предложено, чтобы я с благотворительной целью прочел здесь какую-нибудь популярную лекцию. Что ж? Лекцию так лекцию – мне решительно все равно. Я, конечно, не профессор и чужд ученых степеней, но и тем не менее все-таки я вот уже тридцать лет, не переставая, можно сказать для вреда собственному здоровью и прочее, работаю над вопросами строго научного свойства, размышляю и даже пишу иногда, можете себе представить, ученые статьи, то есть не то чтобы ученые, а так, извините за выражение, вроде как бы ученые. Между прочим, на сих днях мною написана была громадная статья под заглавием «О вреде некоторых насекомых». Дочерям очень понравилось, особенно про клопов, я же прочитал и разорвал. Верно все равно, как ни пиши, а без персидского порошка не обойтись. У нас даже в рояле клопы…

 

 

Правильность речи –это соответствие принятым литературно-языковым нормам

Нарушение грамматической грамотности у Шолохова

…Зараз в один секунд заканчиваю, товарищ Нагульнов! Обожди не подымай оружию…

 

нарушение правила построения предложения шутливые строки С.Я.Машака

Вот пес без хвоста,

который за шиворот треплет кота,

который пугает и ловит синицу,

которая ловко ворует пшеницу…

 

 

Точность речи –достоверность словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, соблюдение лексических норм.

Пришла весна, у куниц скоро появится наследство (вместо потомство)

 

Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию (вместо традицию)

 

И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване (вместо фате)

Ясность речи –это доступность понимания слушающего, оценивает ясность только он.

Логичность речи -процесс рассуждения, где одно высказывание вытекает из другого.

Нарушение логики при описании героев у Н.В.Гоголя

Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Господи, как он говорит! Как со после купания. Иван Никифорович, напротив, больше молчит… Иван Иванович худощав и высокого роста, Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину… Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз, голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх…

… Иван Иванович очень сердится, если ему попадает в борщ муха: он тогда выходит из себя – тарелку кинет, и хозяину достанется. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда по горло в воде, велит поставить также в воду стол и самовар и очень любит пить чай в такой прохладе…

 

Простота речи –это безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, напыщенности

 

 

Богатство речи –это использование говорящим различных языковых средств: многозначных слов, омонимов(совпадают по написанию и звучанию, нр, брак), антонимов, паронимов (однокоренные и близкие по звучанию, нр, командированный-командировочный)

Игра слов – местоимений А.С.Пушкин «Письмо Татьяны»

Я к Вам пишу….

Теперь я знаю в вашей воле

Меня презреньем наказать

 

Другой!...Нет, никому на свете

Не отдала бы сердце я!

То в вышнем суждено совете…

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом…

 

Сжатость речи –это отсутствие в речи лишних ненужных повторений.

 

 

Чистота речи –это устранение из речи слов нелитературного происхождения, жаргонных, вульгарных, иностранных слов, употребляемых без особой значимости; отсутствие слов-сорняков, слов паразитов.

Журналист Суконцев в фельетоне:

Мой знакомый электрик, человек с юмором, пришел однажды с лекции.

-Ну, как, - спросил я, - понравилась?

Он молча положил передо мной лист бумаги, весь испещренный крестиками и кружочками.

-Что это?

-Крестик – это «значит», а кружочек – «так сказать». 118 крестиков и 184 кружочка за два академических часа…

Сами понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хотелось.

 

 

Живость речи –это отсутствие в речи шаблонов (концеляритов, нр, по какому вопросу плачете товарищ, студент?), это ее выразительность, образность, эмоциональность.

Выразительность -это задача говорящего вызвать у слушателя нужную реакцию на сообщение - интеллектуальную (сделать понятным), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать).

Благозвучие речи –это соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.

«Энергетика речи»- это экспрессия и тональная вариативность голоса:

Темп – это скорость говорения (быстрым, средним, медленным).

Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания.

Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п.

Речевое дыхание -это диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы, межреберных и брюшных мышц. При произношении речи после короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох, во время которого надо уметь рационально расходовать запас воздуха. Расслабление мышц, удерживающих грудную клетку в расширенном состоянии, должно происходить постепенно, подчиняясь воле говорящего. Через нос вдыхают только перед началом монолога или на больших паузах. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность (т.е. силу, гибкость, подвижность), которая в свою очередь изменяет тембр голоса.

 

 

Находчивость –это личное самообладание и умение достойно выходить из неожиданно сложившейся ситуации.

 

 

Мастерство экспромта –это умение мгновенно и ярко парировать.

 

«Риторические уловки» -это эмоциональные возбудители.

 

 

Ассоциация –это способность нашего интеллекта восстанавливать в нашей памяти прошлую информацию по отношению к той, которая принимается человеком.

Акцент –выдает социальную принадлежность, которая сказывается не только на словарном запасе, но и на его выговоре

Б.Шоу «Пигмалион» мюзикл «Моя прекрасная леди» профессор Хиггинс прикладывал усилия, работая над произношением Элизы Дуллитл, чтобы сделать из уличной цветочницы «герцогиню»


3. Проксемика (от англ. – близость)– пространственное расположениекоммуникантов, это та дистанция, которую соблюдают люди.

Интимная зона от 15 до 45 см –это самая главная зона, ее человек охраняет так, как будто это его собственность.

 

Личная зона от 46 до 120 см –это то расстояние, которое обычно разделяют нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках.

 

Социальная зона от 120 до 360 см –это то расстояние, на котором мы держимся от людей, которые нам не очень хорошо знакомы.

 

 

Публичная зона более 360 см –это расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.

 

4. Визуальное общение –этоконтакт глаз, с помощью которых передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации.

большие детские глаза

 

завлекающий взгляд

 

какой гневный взгляд

 

бегающие газа

 

нездоровый блеск в глазах

 

глаза – бусинки (мрачное настроение)

 

змеиные глаза

Прием установления зрительного контакта –говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь одного, фиксирует взглядом нескольких человек в аудитории и кивают им.

60 – 70% (1/3 времени) ваш взгляд должен встречаться с глазами слушающих

Взгляд

Искоса – интерес или враждебность

 

Поднятые брови и улыбка – заинтересованность

 

Опущенные брови вниз – подозрительность или критическое отношение

 

Часто опущенные веки, т.е. закрывание глаз – это попытка «убрать» вас, вы не интересны

 

«Взгляд свысока» - превосходство

 

Долгий неподвижный – подчинение

 

Вверх - подумаю

 

В сторону – пренебрежение

 

Вниз – страх и желание уйти

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Элементы невербального общения | Внимание – это ограничение поля восприятия

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 269; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.