Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Проективные возможности инновационных игр

 

В той или иной мере все указанные виды игр берут свое начало от

организационно-деятельностных (ОДИ) и инновационных игр (ИНИ).

Организационно-деятельностные (ОДИ) и инновационные игры (ИНИ) имеют сходные

черты и одновременно различаются по ряду параметров, что мы и попытаемся

проследить в форме сопоставительной таблицы:

 

Элементы и специфические черты игры ОДИ ИНИ
Организация работы проводится в нескольких рабочих группах + +
Выступления групп в дискуссиях со своими докладами + +
Применение приемов распредмечивания, проблематизации, целеполагания, самоопределения, рефлексии, схематизации, позиционного анализа + +
Смешанный характер игры - +
Использование специальных процедур (организация конфликта и т.п.) + -
Ориентация только на наиболее подготовленных участников и возможность “отсева участников” игры + -
Ориентация на всех участников и содействие раскрытию их способностей в ходе игры - +
Ориентация на интересы заказчика - +
Использование специального — искусственного языка для игрового общения + -
Использование реального языка +

 

Как нетрудно убедиться из приведенной таблицы, по формально-организационным

признакам и те и другие игры выглядят практически одинаково. И там и там

участники работают в командах и взаимодействие команд происходит в форме

дискуссий на пленарных заседаниях. Применяются практически одни и те приемы

организации мыследеятельности.

Однако по ряду параметров эти классы игр существенно отличаются. Например, в

ОДИ группы имеют однородный характер. Например если проводится игра по

оптимизации системы управления учреждениями культуры в регионе, то

формируются группы, каждая из которых олицетворяет тут или иную позицию в

реальной структуре управления культурой: преподавателей, управленцев

областного, районного уровня, директоров учреждений, работников методических

органов. Поскольку в группе собраны однородные “позиционеры” налаживание

коммуникации между представителями разных позиций осуществляется на

дискуссиях.

Особенность ОДИ проявляется также в том, что в качестве одного из главных

средств здесь используется прием организации продуктивного конфликта. На

практике это приводит к разобщению людей, психологическим срывам участников,

возникновению между ними реальных конфликтов. В ИНИ делается все, чтобы не

причинить ущерб в какой бы то ни было форме участникам.

Опыт показал, что ОДИ ориентированы в итоге не столько на решение конкретных

проблем, сколько на развитие самих себя, породившей их методологии —

дальнейшее совершенствование средств организации мышления и деятельности. В

свою очередь, ИНИ целиком ориентированы на интересы заказчика.

В ходе ОДИ значительный отсев участников (порой до 50-70%), которые уезжают с

игры, получив психологические и моральные травмы, не сумев встроиться в

игровой процесс считается обычным делом. В ИНИ отъездов по таким причинам,

как правило, не бывает.

В ОДИ вся работа ведется на искусственном — методологическом — языке.

Овладение им для участников — на протяжении значительной части игры

составляет главное содержание их деятельности и порой это становится главным

препятствием как к участию в игре, так и получению продуктивных творческих

результатов. В ИНИ работа ведется на общепринятом профессиональном языке

участников, что позволяет сконцентрировать их усилия на решении реальных

проблем.

Как показал опыт (прежде всего, авторов пособия) в социально-культурном

проектировании наиболее эффективно применение инновационных игр (ИНИ). Это

обусловлено следующим:

1. Прежде всего, ИНИ позволяет построить ее сценарий в полном соответствии с

этапами социально-культурного программирования, осуществляемого в

институционализированных формах (на уровне НИИ, НМЦ, ВТК и т.п.), что в итоге

позволяет максимально приблизить результаты такого динамичного проектирования

к его академическим формам.

2. Игра открытого типа предполагает (и обеспечивает) коллективную творческую

работу всех участников, их высокую отдачу и мотивированность на решение

выдвинутых на игре проблем и задач.

3. В ходе предигрового этапа проводится сбор эмпирического материала, его

обобщение, осуществляется содержательный анализ проблем, что позволяет

сделать игровое социально-культурное проектирование весьма продуктивным.

4. Инновационная игра дает три вида результатов:

— новое содержание, новую информацию (идеи, детализированные проекты,

стратегические программы и т.п., которые были разработаны участниками);

— новую группу, сообщество (консолидированный коллектив участников-носителей

новой информации, нового содержания, новых навыков работы и жизни);

— обновленного человека (как результат выявления стереотипов и работы с ними,

выработки продуктивных профессиональных и личностных навыков и умений, нового

обостренного осознания себя в мире, в труде, с людьми, с собой)

[94].

5. Игра позволяет глубоко проработать управленческое решение, всесторонне его

обосновать, сопоставить с альтернативными подходами к проблеме, соизмерить с

имеющимися ресурсами.

6. Соревновательная и одновременно консолидирующая природа игры повышает

качество разрабатываемых проектов.

7. В ходе игры разрабатывается специальная программа внедрения проекта,

выявляются его возможные сторонники и противники, определяется стратегия и

тактика взаимодействия с ними, что в итоге повышает реализуемость проекта,

эффективность его претворения в жизнь.

8. Инновационная игра ориентирует участников на выработку новых,

нестандартных идей, подходов, проектов в процессе поиска путей разрешения

возникших проблем.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Типология и характеристика методов игрового проектирования | Принципы игрового проектирования

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 154; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.