![]() |
Сущность религииDate: 2015-10-07; view: 457. Для того чтобы защищать христианство перед лицом нерелигиозных концепций или нехристианских религий, нужно знать сущность христианства как религии, а для этого нужно дать ответ на вопрос: что такое религия. Но можно ли говорить о сущности религии вообще? Можем ли мы, защищая истинность христианства в отличие от язычества или других мировых религий, говорить о том, что у христианства имеется нечто общее с другими религиями (с тем же язычеством, с мусульманством или буддизмом)? Не унижаем ли мы таким образом христианство, не предаем ли мы Христа, указывая не на уникальность Его Боговоплощения (ведь главное в христианстве - вера "во Христа распятого"), а на то, что роднит христианство с другими религиями? Но все-таки у христианства гораздо больше общего с любой иной религией, чем с атеизмом, ведь все религии основываются на вере в существование сверхприродного мира и души человека, т.е тех положений, которые отрицаются атеизмом. Кроме того, если каждая религия будет подчеркивать свою особенность, несводимость к другим религиозным концепциям, если, далее, христианство также будет утверждать только свою сущностную уникальность, то мы вынуждены будем согласиться с атеистами, утверждающими, что религия возникает на определенном этапе развития человечества, что первоначально люди не имели религии, что, следовательно, религиозность - не некая сущностная черта человека, а приобретенное качество, что, наконец, религия - это заблуждение, возникшее на некотором этапе развития человечества, а поскольку религия возникает, то потому же в дальнейшем она должна когда-нибудь исчезнуть. И поэтому следует на время забыть об этом отличии и показать, что человек всегда, во все времена его существования был религиозным. Христианство утверждает, что человек есть образ и подобие Божие, что человек по своей сущности является образом Божиим, и этот образ проявляется в человеке в любом его состоянии, как бы низко он ни пал. Человек религиозен по самой своей сути. Поэтому в любой религии, даже самой мерзостной, должна находится некоторая составляющая, которая объединяет эту религию с истинной формой богопочитания, с православным христианством. Итак, что же такое религия? Если мы утверждаем, что христианство есть истинная религия, то, следовательно, у христианства есть общие черты и с другими религиями. Очевидно, что объединяет христианство с другими религиями довольно многое, иначе проповедь апостолов, осуществлявшаяся в разных странах и среди разных народов, не имела бы никакого успеха, ведь слушавшие не поняли бы ни слова из их речей, не зная сути таких слов, как Бог, спасение, Царствие Небесное, душа и др. Можно ли дать определение религии? Здесь мы опять встречаемся с проблемой, о которой говорилось в прошлом параграфе: проблема религии как всеобъемлющего мировоззрения, включающего в себя всё и вся, если подходить к этому онтологически, и религии лишь как части человеческой культуры, если подходить к этому с точки зрения человеческого понимания. Очевидно, что человеческому пониманию доступно лишь второе значение термина "религия".
|