|
Предмет, задачи и функции исторической науки. Источники изучения истории Беларуси.Date: 2015-10-07; view: 445. Научное понятие "история" используется в нескольких случаях: во-первых, когда разговор идет о прошлом общества, развитии государства и, во-вторых, когда имеется ввиду наука, которая исследует прошлое человечества. Жизнь человека всегда была связана с обществом, государством, экономической системой, наукой и техникой, культурой и семьей. Все это находила отображение в человеческой деятельности. Жизнь и деятельность человека в прошлом составляют содержание всемирно-исторического процесса и являются предметом исторической науки. Самоотверженная работа белорусского народа, материальные и духовные приобретения отечества, войны, революции, история государственности, развитие нации - все это также является предметом истории нашего Отечества. Одновременно предметам курса является процесс цивилизационного развития народов других стран. Ведь без этого невозможно научное осмысление места и роли белорусов в общей истории человечества. Историческая наука относиться к системе обществоведение и исполняет важные социальные функции. Первой функцией истории, как науки, является познавательная, либо интеллектуально-развивающая функция. Процесс исторического познания основывается на теории исторического познания, которой свойственный такие качества как системность, упорядоченность, доказательность и закономерность. Потому изучение истории развивает интеллект лица, ее способности к саморазвития и самореализации в творческой деятельности. Вторая функция истории -практическо-политическая. Суть этой функции заключается в следующем: историческая наука помогает политикам и государству в выработке сбалансированной политики, направленной на дальнейший прогресс страны. Политикам надо помнить, что история всегда многомерна при выборе человеком действия, но она единственно возможная как происшедшее событие. История, изучая закономерности выбора, помогает политикам принимать решения на пользу всего общества.
1(пр)К числу важных можно отнести и мировоззренческую функцию исторической науки. Мировоззрение - это система научного осмысления мира, роли и место человека в этом мире. Влияние на мировоззрение оказывают все науки, но они всегда основываются на выводы исторической науки, которая является фундаментом всего обществоведения. Реализация историей своих функций обеспечивается научной методологией. Методология истории - это наука о способах изучения и толкования прошлого. Основное место в методологии подобает теории и принципам исторического познания. Теория исторического познания решает проблему сути исторического процесса, обосновывает периодизацию истории, изучает закономерности общественного развития. Принципы исторического познания - это научные средства, посредством которых разрабатываются теории и концепции исторической науки. Основными принципами методологии истории появляются такие принципы как объективность, историзм, системность и критичность. История Беларуси изучается на основе разнообразных исторических источников. К числу основных можно отнести археологические, письменные и этнографические источники. Археологические источники дают воображение о жизни человека того времени, когда не было письменности. Письменные источники - летописи Древней Руси, белорусские летописи и хроники: "летопись Быхаўца", "летописец Красінскага","Патриарший летописец" "летопись Аўраамкі", "Хроника больших князев Литовских", "Борколабовская летопись", Литовская метрика; статистические сборники, материалы переписей и г.д. - являются основой беларуской исторической науки и складывают ее фундамент. К дополнительным историческим источникам можно отнести устное народное творчество - былины, сказки, песни, пословицы и поговорки, где помещается богатый материал о жизни белорусов; лингвистические источники - язык, названия городов и поселений, местностей , что также помогает узнать многие страницы нашей истории. История XX ст. отраженна в письменных источниках и документах органов власти, в периодической печати, художественной литературы, мемуарах,
2.Современное обществоведение использует две методологические концепции, которые описывают развитие мировой истории. Первая концепция была разработано К.Марксом, Ф.Энгельсом и В.Лениным. Она получила название теории формационного развития общества. Суть этой теории заключается в следующем: в мировой истории человечества прошло следующие формации - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и частично коммунистическую в период существования системы социализма. В основу этой периодизации К.Маркс положил способ производства материальных богатств, который использовался обществом в течение целой исторической эпохи. Вторая концепция была разработана такими исследователями с числа историков, философов и социологов, как М.Вебер, О.Шпенглер, К.Ясперс, А.Тойнби, М.Данилевский, М.Кондратьев, П.Сорокин и др. Эти исследователи XІX- XX вв. в ветви обществоведения доказывали, что история общества связана с развитием религии, культуры, духовности; с индивидуальностью и неповторимостью человеческого лица, такими нематериальными понятиями как "дух народа" в тот или другой исторический период. Такой подход к толкования истории получил название цивилизационного. Понятие "цивилизация" связано с понятием "гражданский". В эпоху античности это понятие появилась в философии Аристотеля и работах философов-стоиков, которые разделили природу человека на два начала: натуральный и гражданский В эпоху Ренессанса итальянские гуманисты отмечали,что "цивилизованность" переход человеческой истории от состояния варварства и дикарства к культурно-гражданскому состоянию и государственной жизни. В XІX ст. в науке сложилась следующее понимание понятия "цивилизация": 1.Цивилизация и цивилизованность - это такое развитие общества, когда "идея Бога" и "дух народа" складывают единственное целое. 2.Цивилизация - это историческая стадия, этап в истории всего человечества, например, традиционная, индустриальная, постиндустриальная цивилизация. 3.Цивилизация - это конкретно-историческое, этно-культурное образование, свойственное истории почти каждого народа и континента, например, античная, египетская, восточнославянская, западноевропейская, китайская, индийская и г.д. цивилизация.
3. Праблема паходжання чалавека з'яўляецца адной з вызначальных у сучаснай гістарычнай навуцы. У пытанна аб паходжанні чалавека на сучасным этапе існуюць два асноўныя падыходы – навуковы і рэлігійны. Навуковы падыход адлюстраваны ў разделе антрапалогіі – антрапагенезе, які вывучае працэс станаўлення чалавека ў кантэксце фарміравання грамадства. Асноўныя прынцыпы тэорыі антрапагенэзу, якія сведчаць аб паходжанні чалавека ад чалавекападобнай малпы, абгрунтаваў у канцы 19 ст. англійскі навуковец Дарвін. У працы “паходжанне чалавека і палавы адбор” ен даў матэрыялістычнае абгрунтаваннне працэсу вылучэння чалавека з жывёльнага свету.Вылучаюць наступныя паслядоўныя стадыі біялагічнай эвалюцыі чалавека: !)стадыя пераходных істот – аўстралапітэкі (чалавек умелы) – 5-4 млн. гадоў назад; 2) стадыя архантрапаў(чалавек прамаходзячы) – 1,6 млн. – 360 тыс. Гадоў назад; 3) стадыя палеаантрапаў, або неандэртальцаў – 150-50 тыс. Гадоў назад; 4) стадыя неантрапаў, або кроманьёнцаў – 50-40 г.н. У адрозненні ад навукі, рэлігія, у тым ліку і хрысціянства, гаворыць, што паходжанне чалавека – гэта акт боскага тварэння, адмаўляючы, такім чынам, эвалюцыйнцую тэорыю. Рэлігія і навука – два важныя аспекты грамацкага жыцця. Рэлігія адыгрывала вялікую ролю ўжо з самага пачатку гісторыі чалавецтва. У той час калі навука абапіраецца на факты, для рэлігіі значна больш важным з'яўляецца асабістая вера чалавека. Асабліва абражвала веруючых сцвяржэнне прыхільнікаў эвалюцыйнай тэорыі пра паходжанне чалавека ад ніжэйшых жывёл. Яны сцвяржалі што чалавек валодае бяссмяротнай душой, якой няма ў малпаў, у людзей есць дадзенае ім Богам разуменне дабра і зла, а малпы кіруюцца інстынктам. Разам з тым з развіццем чалавечага грамадства навуковыя і рэлігійныя ўяўленні паступова страчваюць той непрымірымы, антаганістычны характар
4. На территории современной Белоруссии первые люди появились – 100-40 тыс лет до н.э. В соответствии с эволюцией орудий труда историю первобытного общества принято делить: Каменный век(100-40 тыс до н э -3 тыс лет до н э): 1) палеолит (100-40 тыс до н э- 10 тыс лет до н.э.), 2) мезолит (10-5 тыс до н.э.), 3) неолит (4-3 тыс лет до н.э.). Бронзовый век(2 тыс до н э-нач I тыс до н э); Железный век(нач I тыс до н э-сер I тыс.н.э.). Каменный век на территории Беларуси длился с момента появления здесь древних людей и закончился приблизительно 3 тыс. лет до н. э. Наиболее важными достижениями людей каменного века были освоение огня, а также изобретение остроконечных рубящих, режущих и колющих инструментов. В этот период произошло несколько наступлений ледника. На той территории, которая оказывалась свободной от ледяного покрытия, занятиями людей были следующие: собирательство корней, клубней (использовали палки-копалки, острые камни); загонная охота (остроконечники, ножи, топоры, пики); рыболовство (удочки, костяные гарпуны, сети, крючки); бортничество (собирать мед).Особенностью занятий людей каменного века было то, что человек брал от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства – присваивающее.После отхода последнего ледника (13-11 тыс.лет до н. э.) произошло потепление.Территория Беларуси покрывалась лесами, реками, озерами, появились звери. Первобытные люди стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака – первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлой жизни. Изобрели лук и деревянные стрелы с каменными наконечниками, каменную зернотерку. Начиная с 5 тыс. лет до н. э. зарождается гончарство и ткачество. Люди научились изготавливать остродонную глиняную посуду Первой известной общностью людей стало первобытное человеческое стадо. Кроманьонцы жили уже родовыми общинами, кот. объединяли 50-70 кровных родичей во главе с избранным старейшиною Родство первоначально велось по материнской линии (матриархат)
5.Бронзовый век на территории Беларуси начался на границе 3-2 тысячелетий до н.э. и продолжался до нач. 1 тысячелетия до н.э. В это время появляютсяизделия из меди и бронзы. Люди начали пруручать диких животных, а потом перешли к их разведению. Таким образом, примерно 2,5 – 1,8 тыс. Лет до н.э. происходит переход от охоты к животноводству. Собирательство привело к земледелию – обработке земли с целью выращивания растений. Сначало земледелие было мотыжным, а потом подсечно-огневым или лесным.Для сбора урожая использовали серп. Муку получали на зернотерках. Развивалось прядение и ткачество. Переход от охоты и обирательства к животноводству и земледелию означал пееход от присваивающего к производящему хоз-ву. Роль мужского труда постепенно возрастает. Приходит патриархат. В бронзовом веке на территорию Беларуси постепенно начинают проникать индоевропейцы. Это многочисленные племена животноводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой азии.Железный век на территории Беларуси начался приблизительно в 7 в. до н. э. В раннем железном веке (7 ст. до н. э – 4 ст. н.э.) – территорию Беларуси заселяли племена штрыхавой керамики балтов. Люди научились добывать железную руду. Из руду в сыродутных домницам выплавляли пористую массу – кричное железо. Дальнейшее развитие получило земледелие. Оно стало пашенным. Использовалось деревянное рало – соха с железным сошником.Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков продуктов у отдельных семей. Возникло имущественное неравенство среди людей. Происходит разделение на богатых и бедных. Между ними начинаются сталкновения. Для защиты люди тсали строить укрепленные поселения – городища. Родовые общины постепенно объединяются в племена.
6. Первыми цивилизациями в мире были древние цивилизации, которые возникли в IV- ІІІ тыс. к н.э. Это были цивилизации древних шумеров в Месопотамии, египетская цивилизация, цивилизация древней Палестины, цивилизация народов, которые населяли Среднюю Азию и Иран, цивилизации древних Индии и Китая. Цивилизации древних шумеров и вавилонян, египтян и персов, семитов и финикийцев, греков и римлян пережили период становления, расцвета и упадка. Все они оставили после себя богатое историческое наследие, которое является ценностью всего человечества и изучается исторической наукой. Древние цивилизации имели много общего в своей экономической, социально-политической и культурной жизни. Во-первых, их экономика была основано на примитивных инструментах работы, которые использовал человек в процессе производства; во-вторых, основным факторам производства была земля, а основным продуктам производства была еда. В сельском хозяйстве работала почти все население этих цивилизаций. Развитие хозяйства, городов, ремесла и торговли, военного дела зависела от географического положения, наличия природных ресурсов -воды и плодородия почвы, древесины, камню и климатических условий. Организация производства требовала общей тяжелой работы всего населения. На этой основе в древних народов начало развиваться рабовладельчество. Рабовладельческое хозяйство была господствующей во всех древних цивилизациях, но продуктивность рабской работы была чрезвычайно низкой. Использование рабской работы было тормозам и в развития технологического процесса. Социальная жизнь человека древних цивилизаций была обусловлена его принадлежностью к сословию либо касте, общины. Деревенские жильцы почти повсюду жили общинами, а политическая власть принадлежала кастам жрецов, чиновников и армейской олигархии. Высшая политическая власть брала свое начало "от бога" и была абсолютной. Жизнь общества была пропитано господством разных абсолютов, которые исполняли роль регуляторов социальных взаимоотношений.
6(пр)Культурная жизнь древних цивилизаций определялась господством мифов и язычницкой религии. Население было неграмотным. Письменность в древнем Египте и Вавилоне, Индии и Китае была привилегией жрецов и руководства государства, при этом письменность исполняла магические функции в время препровождения многочисленных государственных свят, она отличалась от разговорного языка. В VIII- IV вв. к н.э. в развития древних цивилизаций возникли существенные особенности, которые отыграли значительную роль в мировой истории. Цивилизации древних египтян и вавилонян /восток/ и цивилизации древних греков и римлян /запад/ начали развиваться разными путями. Это было обусловленно положениям лица человека в обществе. В социальной и религиозно-культурной традиции египтян и вавилонян не было место таким понятиям как "свобода лица", "общественный закон", "правовой порядок". В древнем Египте жизнь человека в общем рассматривалась как ступень, подготовка к другой загробной жизни. Древние греки, наоборот, ставили человека в центр вселенной, они создали философию, гуманитарные и естествоведческие науки, какие были основанный на деятельности свободного лица. Общественная жизнь в Греции и Римме определялась отсутствием абсолютов, господством закона и правовой традиции. Политическая жизнь греков и римлян была основана на принципах демократии, а культурное - на принципах всеобщности и доступности письменности для свободных граждан. Это обусловила победу греков, а затем и римлян над своими соседями и создание римской империи (IIIст.до н.э. - 1 ст. н.э). Развитие древних цивилизаций проходила в условиях общего взаимодействия в ветви культуры. Достояния одной цивилизации в быстром времени перенимались соседями. Лучше за все это можно проследить на примере письменности, которая является фундаментам в развития культуры и лица человека. Примерно в 2 тыс до н.э. древние финикийцы создали алфавит, в основу которого были положенный египетские иероглифы и мифические верования. Финикийцы создали алфавит, который имел всего 22 буквы, но этот алфавит получил мировое распространение. Алфавит финикийцев переняли древние иудеи, древние греки и римляне, затем на основе греческого письма было создано славянское, а на основе римского - западноевропейское письмо.
|