Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ

Читайте также:
  1. Виды гражданского процесса в Древнем Риме
  2. Доказательная медицина. Систематические обзоры. Метаанализ
  3. Зарождение рекламы в Древнем мире
  4. Медицина в зарубежных странах
  5. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  6. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  7. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
  8. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
  9. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

 

2.1. Источники изучения врачевания и лекарствоведения

В Шумере появилась первая письменность – клино-

пись. Медицинские знания стали записываться на глиняных

табличках. Сборники табличек подбирались по признакам

болезней или по названиям пораженных частей тела. Таким

образом, получались «руководства» для врачей.

 

2.2. Влияние религиозно- мифологических представлений

Эа (Ea) – бог водной стихии (Мирового океа-

на), бог мудрости и покровитель врачебного искус-

ства. Входил в состав верховной божественной триа-

ды. Согласно представлениям шумерцев в океанских

глубинах обитала мудрость. Эа передавал «Тайну зна-

ния воды» (мудрость) «знающим

воду» – асу (врачеватели). Их изображали в одеж-

де в виде рыбы с обязательными атрибутами:

кувшином с водой и курильницей с углями (риту-

альный сосуд для сжигания благовоний).

 

 

МАРДУК (Marduk) – сын Эа, покровитель

города Вавилона, обладал способностью исцелять

болезни.

 

ИШТАР (Ishtar) – богиня Утренней звезды,

ее изображение приносило исцеление.

 

 

НИНГИШЗИДА (Ningizzida, бог плодородия,

«владыка благого дерева» («дерева жизни») и НИНАЗУ

(Ninazu, «владыка знания воды») также считались покро-

вителями врачевания.

НЕРГАЛ (Nergal) – бог подземного мира, управлял

заразными болезнями и лихорадками, которые, «выпол-

зали» из-под земли.

ГУЛА (Gula Nintinugga) – «Великая врачевательница», «Оживляющая

мертвых Гула» – богиня врачевания и исцеления, получила дар исцеления

от верховной триады; прикосновением своих чистых рук могла возвра-

щать к жизни мертвых, а также насылать неизлечимые болезни.

 

ПАЗУЗУ (Pazuzu) – демон бури – насылал

головную боль и тошноту;

ЛАМАШТУ (Lamashtu, Dimme) – страшная

старуха – детскую лихорадку и др.

При лечении болезней использовали амулеты, талисма-

ны, дощечки с заклинаниями и др. Лекция № 2

 

2.3. Врачеватели (асу) и заклинатели (ашипу).

Законы царя Хаммурапи

Первым известным в мире врачевателем был Лулу, который жил

на землях Шумера. Древние шумеры считали, что «жало смерти» не может

быть вырвано до тех пор, пока врач не узнает существа болезни.

Шумеры выделяли основные причины болезней:

1) нарушение обрядовых, моральных и др. предписа-

ний («приблизился к чужой жене», «приблизился к жрице своего бога»);

2) влияние природы и образа жизни (употребление не-

здоровой пищи, купание в загрязненной воде, соприкоснове-

ние с грязью и нечистотами и др.).

3) религиозные причины («рука бога», «дуновение злого духа»).

В Вавилоне сформировалось 2 основных

направления врачевания: асуту (искусство врачева-

телей) и ашипуту (искусство заклинателей). Асуту

занимались врачи-эмпирики – асу; ашипуту – ашипу

(заклинающие). Передача знаний осуществлялась

узкому кругу посвященных.

Врачевание асу было направлено на облегче-

ние симптомов болезни: лихорадка, жар, отеки и т.п.

Вавилонский амулет для изгнания болезней

 

Асу использовали лекарственные травы, коренья, семена, овощи,

листья и плоды деревьев, минеральные средства, продукты животного

происхождения и др. Врачеватели собирали лекарственные растения и



приготавливали целебные снадобья (варили их на меду, пиве, уксусе, во-

де или жире; нередко в их состав входило 20 и более компонентов).

Анатомические вскрытия не проводились. Печень считалась глав-

ным органом, и использовалась для гаданий и предсказаний.

Врачебная этика позволяла врачевателю уклониться от лечения в

случае неблагоприятного прогноза: «Врач не должен касаться такого больного,

такому человеку суждено умереть и выздороветь он е может». В случае неудачно-

го исхода лечения врач-заклинатель (ашипу) всегда мог оправдаться, со-

славшись на вмешательство сверхъестественных сил («такова воля бо-

гов» и т.п.). Репутация эмпирика-асу была более уязвима, т.к. неудачи в

лечении относились на счет самого врачевателя.

 

В древнем Вавилоне действовали достаточно суровые

законы. Наивысшего расцвета и могущества Вавилонское

царство достигло во времена правления царя ХАММУРАПИ

(Hammurabi, 1792-1750 до н.э.). Само имя «Хаммурапи»

означает «старший родич-целитель». Законы Хаммурапи

– один из наиболее древних памятников права; они регла-

ментировали различные сферы жизни. Некоторые парагра-

фы отражали правовые аспекты медицинской деятельности,

закрепляли права и обязанности врачевателей. Лекция № 2

 

 

В случае успешного лечения они получали высокое вознагражде-

ние. При неблагоприятном исходе врачеватель подвергался суровому

наказанию. Принцип «талиона» (возмездие) – воздаяние равным за рав-

ное («зуб за зуб», «око за око») – действовал сурово и беспощадно.

 

☺ «Если врач, делая кому-нибудь тяжелый надрез бронзо-

вым ножом, излечит (этого) человека или, снимая с чьего-

нибудь глаза бельмо бронзовым ножом, вылечит глаз этого чело-

века, то он получает десять сиклей середесять сиклей середесять сиклей сереббббра.ра.ра.ра.

☺ Если врач вправит сломанную кость или вылечит больные

внутренности, то больной должен уплатить врачу пять сиклей пять сиклей

сересересересереббббрарарара.

☺ Если больной вольноотпущенник, то платит три сикля стри сикля стри сикля сееееребраребраребра.

☺ Если больной раб, то господин раба платит врачу двадвадвадва сикля сересикля сереббббрарарара.

-----

Если врач, делая кому-нибудь тяжелый надрез бронзовым ножом, причинит

смерть (этому) человеку или, снимая с чьего-нибудь глаза бельмо бронзовым но-

жом, повредит глаз (этого) человека, то ему должно отсечь ротсечь руууукикикики.

Если врач, делая тяжелый надрез бронзовым ножом рабу вольноотпущенни-

ка, причинит ему смерть, то он должен отдать раба за рраба за рраба за раааабабабаба.

Если он, снимая бронзовым ножом бельмо с его глаза, повредит его глаз, то

должен уплатить деньгами половину его (раба) стоимуплатить деньгами половину его (раба) стоимуплатить деньгами половину его (раба) стоимоооостистистисти».

 

 

Какие можно сделать выводы из данного текста?

1. Степень профессионального риска врачевателя в древнем Вави-

лоне (как и в древнем мире, в целом) была очень высока.

2. Существовал классовый подход к врачеванию и к правовому ре-

гулированию медицинской деятельности.

3. Проводились хирургические вмешательства высокого уровня

сложности: например, глазные операции – удаление катаракты.

Таким образом, профессиональные ошибки и неудачи обходились

вавилонскому врачу дорого, могли стоить карьеры и даже жизни. Оче-

видно, поэтому врачи-асу постепенно утратили свои позиции: их вытес-

нили врачи-заклинатели, которые сочетали в своей практике заклинания

и молитвы с лекарственными средствами.

 

2.5. Историко-медицинский портрет цивилизации

1. Источники изучения: клинописные глиняные таблички.

2. Пантеон богов и демонов, связанных с врачеванием: Эа, Иштар, Нер-

гал, Гула, Нингишзида, Ниназу и др.

3. Врачеватель Лулу.

4. Две категории врачей: эмпирики (асу) и заклинатели (ашипу).

5. Система поощрений и наказаний в Законах царя Хаммурапи. Лекция № 2

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Общая характеристика эпохи, общие черты медицины и фармации | МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Дата добавления: 2014-05-01; просмотров: 201; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.