Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Лекция 2: СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Читайте также:
  1. I ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И АНАЛИЗА ПОСТАНОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА В КОЛЛЕКТИВЕ.
  2. I. АНАЛИЗ И ПОДГОТОВКА ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ПУТИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЯГОВЫХ РАСЧЕТОВ
  3. I. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
  4. I. Бюджет муниципального образования
  5. I. Организация дезинфекционного дела.
  6. I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
  7. II. Организация охраны опасных грузов
  8. III. Организация охраны денежных средств и ценных грузов
  9. IV. 1. Организация (структура) экосистем
  10. IV. Мнение автора по рациональному использованию бюджетных средств муниципального образования

Признавая, что социальная политика является важнейшей состав­ляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных го­сударств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций. Центральным из них можно назвать принцип социальной справедливости.

Социальная справедливость является общепризнанной ценно­стью современного демократического общественного сознания, зак­репленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это многозначное понятие.

Аристотель впервые проанализировал представляющееся неустра­нимым противоречие между двумя типами справедливости в социаль­ном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидам независимо от их индивидуальных и социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типом справедливости.

Каждый из них имеет в себе определенное рациональное содер­жание и те доводы в свою пользу, из-за которых уже две с половиной тысячи лет человечество обсуждает их в теории и пытается воплотить на практике, но не в состоянии сделать решающий выбор между ними.

Уравнительный тип справедливости предоставляет людям оди­наковые возможности, что, безусловно, оправдано в ситуации со­циального старта, в том случае, когда слабость одних индивидов, по сравнению с другими, является объективной. Однако, удовлетво­ряя основные потребности личностей на единообразном уровне, она снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и не­удовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству, успеху.

Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности. Кроме того, наличие не­благополучных, социально ущербных индивидов и слоев вызывает моральный дискомфорт у представителей благополучных страт и представляет для них источник социальной напряженности.

Как видно, общество не может ни утвердиться в каком-либо од­ном, наиболее удачном понимании социальной справедливости, ни отказаться от менее удачного. Выбор преобладающего варианта со­циальной политики зависит от социокультурного типа общества, традиций и обычаев страны или группы стран, уровня их социаль­но-экономического и морально-психологического развития. Амери­канский социолог Дж. Роулз сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем свободам, и принцип различия, который допускает социально-экономическое не­равенство, если оно идет на пользу наиболее обездоленным. Д. Смит в обоснование положений, почему справедливость не должна зависеть от стихии рыночных сил, указывает также на обусловленные географией возможности регионального неравенства, которые не могут быть ни устранены, ни обоснованы морально или социально.

Однако теоретические представления и социальная практика большинства стран демонстрируют как бы постоянные колебания в рамках некоего континуума представлений о справедливости, при­ближаясь то к одному, то к другому полюсу.

Следует признать, что в настоящих условиях принцип справед­ливости должен воплощать в себе оба начала — как уравнительное, так и распределительное. Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граж­дан, независимо от их индивидуальных или социальных особенно­стей. Государство, таким образом, гарантирует всем гражданам обес­печение некоего социального минимума, который выражается в ми­нимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и т. п. В то же время активные, предпри­имчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производитель­ного и результативного труда.

Как уже отмечалось, с принципом социальной справедливости неразрывен принцип индивидуальной ответственности. Он требует от индивида, семьи, малой группы шприложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом община (уровень муниципального самоуправления), регион или государство в целом должны лишь восполнять индиви­дам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обес­печить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмеши­ваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях.

Конечно, для кризисного российского социума каждая ситуация является в известной мере чрезвычайной, однако, к сожалению, начала социальной ответственности не слишком распространены в на­шем обществе. Многолетнее существование государственного па­тернализма и всесторонней опеки, характерной для традиционного общества, привело к тому, что ряд индивидов пассивно ожидает под­держки от государства, не задумываясь о собственном вкладе в орга­низацию своей судьбы и разрешение возникающих трудных жиз­ненных ситуаций. Даже в тех случаях, когда индивиды или семьи могут самостоятельно разрешить свои проблемы или уменьшить их напряженность, они не прилагают к этому усилий.

Кроме того, есть значительное количество индивидов, которые не способны к индивидуальной социальной ответственности из-за своих физических, психических или интеллектуальных дефектов, возрастных или иных особенностей. Поэтому нереалистично было бы предполагать, что в любом обозримом будущем социальная помощь будет сведена только к самопомощи и государство сможет снять с себя обязанность поддержки ряда своих граждан. Даже при максималь­ном развитии морально-психологических установок и социальных технологий самообеспечения, самопомощи, групповой и соседской взаимопомощи всегда останутся индивиды и семьи, которые не смо­гут выжить без последовательной социальной поддержки со стороны государства. Тем не менее, должна проводиться широкая организаци­онная и воспитательная деятельность для того, чтобы сформировать в психике людей устойчивую направленность на индивидуальную со­циальную ответственность и создать юридические, экономические, организационные условия для ее реализации.

В качестве следующего руководящего принципа социальной по­литики следует назвать социальную солидарность, которая заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой про­исходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным. Конечно, в первую очередь этот меха­низм заключается в перераспределении денежных средств через си­стему налогов и пособий. Однако, в то же время, этот процесс мож­но рассматривать также в качестве перераспределения социальных ресурсов: доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоро­вью, образованию. Если каждый индивид будет пользоваться только теми социальными ресурсами, к которым он имеет доступ в силу своей физической или интеллектуальной полноценности, состояния здо­ровья, благоприятного социального положения, необременительной иждивенческой нагрузки, это означает, что достаточно значительная часть населения будет сегрегирована и ограничена в своих социальных правах. Это не просто задевает демократические установки современ­ного общественного сознания, но также служит постоянной угрозой социальной безопасности. Достаточно давно замечено, что равный и справедливый доступ к социальным благам является наиболее дей­ственной и прагматичной профилактикой социальной нестабиль­ности и криминальной активности1. Поэтому, не имея возможнос­ти ликвидировать бедность, социальное государство и современное общество перераспределяют средства в пользу бедных.

Следующим принципом социальной политики является принцип социального партнерства.

В документах Международной организации труда, созданной в 1919 г., ныне — специализированного органа ООН, выработаны общие принципы социального партнерства, среди которых:

· равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;

· равная для всех сторон обязательность исполнения договорен­ностей;

· обязательная и равная ответственность сторон за выполнение

· принятых обязательств;

· принцип трипартизма, т. е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей.

Социальное партнерство — неотъемлемый институт устойчивого современного общества и демократического государства, он продук­тивно действует в эффективно функционирующей экономике. Од­нако в российском кризисном социуме внедрение начал, предусмот­ренных этим принципом, признание всеми сторонами «правил игры», предусмотренных им, также способно смягчить социальную напря­женность, послужить механизмом, который (в рамках своей компе­тенции) действительно способен сбалансировать противоречивые интересы различных социальных слоев и групп и государства, создать неразрушительные технологии разрешения кризисов и обеспечить поддержание социального развития.

Принцип социальной компенсации призван обеспе­чить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным стату­сом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.

Принцип социальных гарантий предусматривает предос­тавление гражданам гарантированного государством минимума соци­альных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоус­тройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необ­ходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Этот принцип предусматривает сбалансированность целей и возмож­ностей реализации социальной политики.

Среди других важных принципов социальной политики следует выделить принцип субсидарности (поддержки), который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударствен­ных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализа­ция принципа субсидиарности позволяет не только более эффектив­но использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и при­влекать к решению социальных проблем самих граждан.

Итак, мы видим, что принципы социальной политики в большин­стве своем были выработаны в процессе организации развития об­щества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ со­циального государства. Они, без сомнения, будут изменяться и в даль­нейшем, однако, как можно предположить, их гуманистический фун­дамент останется неизменным.

 

Лекция 2: СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Сафронов Игорь Павлович,

доктор социологических наук, профессор

Слайд 1

 

Слайд 2,3,4

 

Тематически наша лекция посвящена рассмотрению сферы образования и ее структуры, принципам генезиса и функционирования макроструктуры сферы образования, взаимодействию сферы образования с другими сферами общественной жизни, структуре учебного процесса: учебной дисциплине, методу, технологии.

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Сфера образования и ее структура. Структурный анализ сферы образования.

2. Принципы генезиса и функционирования макроструктуры сферы образования.

3. Взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни.

4. Структуры учебного процесса: учебная дисциплина, метод, технология.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Лекция №2 Принципы социальной политики | Сфера образования и ее структура. Структурный анализ сферы образования

Дата добавления: 2014-05-04; просмотров: 335; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.