Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 1. Предмет. Становление и культурный статус эстетики

Читайте также:
  1. II. Становление риторики в период Средневековья
  2. IV. В теории правового государства выделяются следующие элементы: принцип верховенства права, разделения власти на 3 ветви, независимости суда, конституционного статуса граждан.
  3. PR в России: становление и развитие. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Российский рынок PR услуг.
  4. Административно правовой статус общественно правовой системы
  5. Административно-правовой статус религиозных организаций (РО).
  6. Аксиологический статус науки
  7. АСТМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС.
  8. Астматический статус.
  9. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества
  10. Власть, статус, долженствование, обязательство действий.

Показывает эффективность предприятия. Характеризует величину чистой прибыли, полученную с каждого рубля собственных средств предприятия.

2. Рентабельность совокупного капитала – характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля капитала, вложенного в предприятие.

3. Рентабельность перманентного (постоянного) капитала – характеризует эффективность использования собственного капитала и капитала. Вложенного на длительный срок.

4. Показатель совокупных активов (имущество предприятия) – характеризует величину прибыли, получаемой на 1 рубль всех видов ресурсов предприятия.

5.

 

6.

 

7.

 

 

8.

Коэффициенты деловой активности:

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

Коэффициенты рентабельности:

1.1.

1.2.

1.3.

 

1.4.

 

2.5.

 

2.6.

 

2.7.

 

2.8.

Тема 1. Предмет. Становление и культурный статус эстетики.

Вопросы:

1) Возникновение и предмет эстетики.

2) Взаимоотношения эстетики с философией и исскуство знания.

3) Эстетика классическая и неклассическая ( постмодернистская)

4) Место и роль эстетики в культуре общества и личности.

 

I. Возникновение и предмет эстетики.

 

Основоположником эстетики является Александр Готтлиб Баумгартен. Немецкий философ-идеалист 18 век. Первый труд в 1750 году. Второй - в 1758 году. На латыни. Способностью человеческого посзания является разум. Можно ли его совершенствовать? Да. И даже нужно. Если такая дисциплина, которая этим занимается? Да. Это логика. Исчерпывается ли человеческое познание тольео разумом, интеллектом? Нет. Есть еще чувственное познание. Все, что связано с образами, представлениями, фантазиями и эмоциональными оценками. Особенно образы художественного искусства. Это познание можно анализировать и совершенствовать? А наука есть? Нет. Ну значит надо создать.

"Айстетикос", "Айстесис"( из греч. ) => Эстетика.

Разум дает четкое познание, а чувственное познание дает смутное, или слитное, познание.

В иерархии логика стоит выше. "Логика - это старшая сестра, это высшая гносеология, а эстетика - это младшая сестра".

Эстетическое противопоставлялось логическому. Логика - это интеллектуалистское познание.

17-18 вв главные философские идеи были рационалистическими. Все основано на разуме.

Но даце приверженцы рационализма понимали, что это односторонне, постоянно делать ставку на интеллект. Например, только разумом невозможно создать художественное произведение. Внимание на противоположный, чувственный полюс познания. Они друг друга дополняют.

Эстетика - это наука о чувственном познании. Эстетика - это наука, или искусство, совершенного чувственного познания. Совершенное чувственное познание рождает чувство прекрасного.

Эстетика - это теория свободных искусств.

Уже с античности в сферу искусств включали практические искусства ( ремесла) и свободные искусства ( музыка, поэзия и пр).

Эстетика занимается общехудожественными аспектами искусства.

Эстетика - это философия искусства.

 

Эстетическое: и прекрасное, и безобразное, и трагическое, и комическое.

Эстетика - это наука об эстетическом.

Эстетика - это наука о выразительных формах.

Донателло Де Кроче и наш философ 20 века ввели последнее определение.

 

Эстетика - это общая теория ( философия) искусства.

Но это тоже узкое определение, тк прекрасное заключено не только в галереях, но и в жизни.

Эстетика - это наука о вкусе. В 19 веке. Но тоже лаг, тк вкус -это субъективное качество человека.

 

Обычно присоединяеься к определению : Эстетика - это наука о чувственном познании.

Но есть 2 уточнения:

1) не вся область чувств и эмоций человека является эстетической, а только неутилитарная. эстетические чувства - культиворованны.

2) Наличие эстэтичиских качеств имеет бытийную основу. Онтологические корни эстетических явлений.

 

Гармония-дисгармония.

Симметрия-ассиметрия

Целесообразность -бесполезность.

 

Эстетика - это философская дисциплина, котооая изучает чувственную сферу взаимоотношений человека с миром. Сфера эта имеет определенные бытийный основания, она имеет неутилитарный, одухотворенный характер, и постигается человеком в специфических эмоционально-оценочных понятиях и реакциях. Ядром этого эстетического отношения человека к миру является искусство.

 

НО:1) основоположник - баумгартен. Но были предшественники.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес - испанский мыслитель 17 века.

Остроумие он определил как способность человека связывать противоположности. Оно по его мнению и было основой искусства.

Он ввел понятие вкуса.

Стремился создать науку о художественном творчестве.

Джамбаттиста Викко. Итальянский философ. Нужно обратиться к словесному языку древних людей и к искусству словесному древних людей, то есть к эпосу. Тк современняе люди рацилналистичны и мыслят фразами и понятиями, а раньше в каждом слове был свой смысл. В каждом слове заложено первичное представление, внутренняя образность слова. Изучать эпосы.

 

Баумгартен - сенсуалистический.

Грасиан - интеллектуалистический

Викко - лингвистический.

 

Но последние 2 - это протолингвистика.

 

Иммануил Кант.

Критика способности суждения. 1790 г.

Отношения к действительности:

1.Утилитарное

2.Познавательное

3.Морально-нравственное

4.Эстетическое.

 

Они где-то пересекаются. Каждое из них имеет центральную точку.

 

1.Польза

2. Истина

3. Добро/Зло

4. Красота/ возвышенное/ комическое/ вкус.

 

II. Взаимоотношение эстетики с философией и искусство знания.

 

Эстетика находится на стыке 2х дисциплин: философии и искусства знания.

Индуктивные знания -основаны на конкретных наблюдениях.

Эстетика строится сверху вниз. Сначала общие принципы художественного знания, а потлм применение его к конкретному искусству и произведению.

Эстетика- не часть философии, а специфическая часть философии. Она "отпочковалась" от философии и стала самостоятельной дисциплиной.

 

Философский характер эстетики:

1) высокий уровень обобщения.

2) принципиальная плюраралистичность

3) не исходит из однозначных предпосылок; постоянное сомнение в собственных основаниях

4) переодическая смена парадигмы

 

Искусство знания разделилось в 18 веке на 3 сферы.

1) теоретический, общехудожественный пласт.

2) история искусств ( от Иоганна Иохима Винкельманна)

3) художественная критика

 

Э-ка#2.13.09.2012

 

Тема 1. Предмет. Становление и культурный статус эстетики. Продолжение.

 

Раскол эстетики на эстетику классичекую и некласическую, или нонмодернизм.

Существует широкое и узкое понятие постмодернизма.

В широком смысле - это пятивековое развитие европецской мысли, начиная с эпози возрождения.

Новый, искомый, этап философии и культуры. Основание новой парадигмы. Зародился и стал господствующим направлением в конце 19 начале 20 века.

В узком смысле это эстетика искусства после этапа модернизма.

Постмодернизм - Универсальныц и радикальный социокультурный скептицизм, который переходит в своеобразную утопическую установку.

 

Где читать про модернизм:

Кусовская "Постмодернизм"

Губин "Философия"

Ролан Барт

Мишель Фуко

ЖАн-Франсуа Лютар

Жиль Делез

Жак Деррида

Жан Бодрияр

 

Почему возник. Потому что в 20 веке было много преступлений и крови.

Кто виновен? Виновно упование на единый проект.

Даже язык ангажируетнас к определенному проекту.

Логика также все приводит к единому знаменателю.

Вывод интеллектуалов был такой: отрицание всякого единства. Любое объединие приводит к террору.

Инципиальный плюрализм, множественность и хаотичность.

Жизненность многообразно, не мжет быть единой.

Отрицали диалектику. Потому что она приводит к бинарным противоположностям. Эти противоположности упрощают бытие. В отношениях полюсов много нюансов и тонкостей. Теоретически постмодернисты отказываются от диалектики.

Были два понятия: центр и переферия. Переферия была интереснее, чем центр. Поэтому, например, интереснее творчество детей, душевно больных, аутсайдеров.

Интерес к маргинальному обществу.

Постмодернисты говорят, что надо уровнять все противоположности. Право на существование имеет как и прекрасное, так и уродливое. Отрицание любых шкал.

Вводят принцип игры, иронии, парадигмы.

Идея релятивизма. Все относительно, все проходит. Ненадо ни к чему поевязываться, нельзя что-то считать совершенно верной.

Современная форма скептицизма.

Этотпротивоядие против стогматизма.

Франзузские постмодернисты анализировали культуру позднего капитализма, то есть современного общества потребления.

Фуко доказал, что безумме -это не медицинсий термин, а социальный.

Запвлхдная куллтурв капитализма всегда репрессивна.

Ошибочно приравнивать постмодернизм к слову современный.

Другие гаправления в искусствеиникуда не исчезли.

Культура всегдв развивается многими линиями. Ничто не исчезает.

При этом они отиворечал самими себе, тк они выстпает за плюралзм.

Вегда выдвдвют несколько ыооилы печатаются.

Старые ценности пришли, а новые не приходилм.

Посткультура попытка постмодернизма создать новый плат, в котором нет никаких ценностей.

Нет никакх общих правил- есть только Конвенция, дастаточная для небольшой группы людей.

 

Основатель нашей эстетики - Овсянников.

Постмодернизмы не делают нивего отрицательного, просто делают этотнепонятно. Не разрабатывают темы. Новое, но рождающееся ненлрмальнм путем.

Нет конкретных моографий и онкретных тем. Не происходит углоблеие знания.

 

Эстетика имплицитная и эксплицитная.

Эстетика не является строгой, обязательно теоретичной и самостоятельгой, если она рспределена в какой-то доугой деятельности.

2,5 тыс лет- она была имплицитной, 200 лет, те во время Баумгартена, она была теоретической, а сецчас она постмодернтстсой.

Эксплицитная эстетика продолжает существовать.

Эстетика совреенная должна ориентироватьмя только га авангардное искусства, утверждает постмодернизм.

Все категории классической эстетики устрарели: ( красивое, родлтвле, смешное трагичнское.

 

Учебник: Бычков.

 

Постмодеонисиы считают, что искусство неблагомерно.

 

Art - практики.

 

Радикально меняет все представления классической эстетики.

 

Как философская дисциплина - Осгова эстетического воспитания, художествнной культуре.

Искусство

Искусствознание.

 

Учебники:

Шестаков "Исторя эстетических учений"

"История эстетики" СПБ 2011 год.

Бычков ВВ "Этетика"

Золоткин "Эстетика"

От лектора "Эстетика и время" (nb!)

 

Имплицитная эстетика - это эстетика тех времен, когда еще ге родилась эстетика ка наука.

Э-ка#3.20.09.2012

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Рентабельность собственного капитала определяет стоимость предприятия на рынке | ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 469; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.