Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Читайте также:
  1. I Сознание и бессознательное
  2. V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
  3. Активность и деятельность.
  4. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (АО)
  5. Власть и общество в 1994–1995 гг.
  6. Власть, знание и общество в XXI веке
  7. Вопрос 20. Раскройте понятия «общество» и «природа»? Как они связаны между собой?
  8. Вопрос 23. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?
  9. Вопрос. Судейское сообщество и его органы
  10. Государство и гражданское общество

 

Вопросы.

1) Своебразие эстетического отношения человека к действительности

2) Эстетическое сознание. Его структура и функци

3) Эстетическя деятельность, многообразие его видов.

4) Эстетическая и художечтвенная культура общества и личности.

 

Чем отличается эстетическое от познавательного отношения?

Познавательное выражается внауке.

Все виды отношения имеют общую схему: объект познания, человек.

При познавательном роль субъекта ( человека) минимален, тк важно не его мнение и отношете, а сам объект.

 

Эстетическое и этическое - это ценностное восприятие.

Утилитарное тоже сюда.

Эллиптическая пара: сущее и должное. Какой поступок и каким оьразом. Нормы, ценности, идеалы задействованы в самом процессе познания.

 

Эстетическое// Утилитарное.

Идеалисты отдавали поедпочтение эсьетическому.

Материалисты и марксисты: высшим уровнем отношения является практическое и утилитарное.

Чернышевский считал, что красота появляется из пользы.

Плеханов - Это был первый русский марксист.

Большой вклад этнографоф. => Утилитарное предшествует эстетическому.

Сначала знакомство, потом познание красоты.

Труд и материальное производство - это главное.

 

1855 год Магистрская рвбота Чернышевского "Соотношение искусства и действительности".

 

Не все чувства являются эстетическими. Генетически эстетическое связано с утилитарном, тк последнее превичнее.

 

Синкретическая деятельность.

Сознательное синтетическое аоединение: дизайн, например.

 

Это и отношение противоположности и сходства.

 

Утилитерное отношение, как отношение к полезности, находится в зависисочти от вещи.

 

Эстетическое отношение - это отношение свободного человека. Человек избавился от господства предмета над собой.

 

Человека, субъекта эсьеьического отношения, его интересукет только самоценность предмета. Не чем может служить, а просто что он есть.

 

Особенности эстетического отношения:

1) эмоциональность

2) интуитивное и бессознательное.

3) диалектика целого и его элементов.

Прекрасное как единство многообразия.

Консонанс и диссонанс.

 

Можно писоединить к разделу диалектических противоречий.

Отношения делятся на поиттвные и негативные. У прекрасного и возвышенного есть противоположное.

 

Эстетические :

интересы

потребности

Чувства( непоследовательная оценка)

вкусовая оценка

это помогает выработать :

Эстетические идеал (выражается в предсьавлении) и

Эстетические понятия и

Самый высший уровень: эстетические теории.

 

Эстетическое сознание формируется в пооцессе эстетическое деятелтности, отражает эту деятельность и руководит этой деятельностью.

 

Эстетическая деятельность:

1) Художественая деятельность, искусство

2) Дизайн.

 

3 аспекта чедовеческой деятельности:

1) предметный

2) символически-аспектный

3) космуникативный.

 

Лотман:

Первичная можелирующая система:схематичность

Вторичная моделирующая система:Эмоциональность

 

Художественный образ - сплав поедставлений, мысле, и чувств. Единица, характерная только для искусства.

Свойства художественного образа:

-Сочетание конкретного и абстрактного начала.

Конктерное - это многобразие, а абстрактное - это отбрасывание чего-то.

-Абстрактность присутствует, но по сути своей он конкретен.

-Многозначность.

-Единичное нечно, индивидуальное, но никогда ктэтому не сводится.

-Эмоциональная окрашенность.

-Повышенная ассоциативность.

 

Важно целостность восприятия.

 

Литература, инструментальная музыка - самостоятельные виды искусства.

Синтетические искусства: театр, кино

Утилитарное: архитектура и градостраительство, ландшафтное мастерство.

 

Дизайн.

Синтетический вид художественной деятиельности, который обеспечивает согласие между продуктами массового потребления и потребностями масснового и индивидуального потребителя.

начал формироваться после пром ресолюуии середины 19 века

К концу 19 века возникло общеста масс.

Что изменилось:

Обособление проективной деятельности.

 

Дизайнерская деятельность. Интегральная и тоталная.

 

Высокий уровень

Средний уровень

Ширпотреб

 

Деятельность осуществляется по законам рыкнка. Коммерческий интерес. Реклама. Манипуляция.

 

Функция и форма.

 

Идеалы и ценности данного конкретного слоя общества.

Динамически развивающаяся во времени деятельность.

Постоянный вопрос: не устарело ли?

Дизайнерская деятельность связано с модой.

 

ВНИИТЭ - всесоюзный научно-исследовательский институтьтехнической эстетики. 1960е.

 

 

Эстетическая и худжественная культура.

 

Это части общего.

Культура - это :

1) Уровень достижений, но не всех вообще достижений, а наилучший. Она выражается в цкнностях и технологиях дангого этапа.

2) Уровень развития субъекта.

3) Тиражирование и хранение достижений.

 

Эстетическвя культура - это все тлже самое, только со спецификацией.

Художественая культура - понятие близкое к понятю цивилизации.

Уровень культуры, перегедший в жизнь.

 

Роль эстетической культуры - сохранение накопленых ценностей.

В эстетическую культуру входиь:

- искусство

 

Современная культура очень дифференцированна.

1) высокая, творческая, профессиональная культура. ей противопоставляется традиционная народная культура и наивная, любительская культура: популярная культура, она в массе, но есть и талантливые единицы. Культура повседневноести отдыха и современности. Использует достижения высокой культуры и фольклор.

Массовая культура. Это не то же самое, что популярное. Массовя создается только для прибыли. Потребитель пассивен.

Поп-культура. Агрессивная, вульгарная и циничная. Зависит от масс медиа.

Культура высогоко мейнстирима.

Рок культура. Синтетическая. Народные элементы в сочетании с элементами контркультуры

 

Э-ка #4.27.09.2012

 

ИЗ ИСТОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

 

Античная эстетика.

 

6-5 вв до нашей эры.

Аристотель.

Платон.

Это предэстетика.

 

1) учение Платона о прекрасном.

2) своебразие искусства, художественного творчества и его роль в обществе

3) платоновские принципы воспитания средствами искусства.

 

Творчество платона делятся на периоды.

Был учеником Сократа. На момент смерти Сократа ему было около 20 лет.

Метод сократа: устныц спор и выявление противоречий.

Это сократовский метод, или диалогический, диалектический. Те выявление оттворечий.

427 гднэ - 356 гднэ.

Первыц период- сократовский.

А затем зрелый период- 70-80 гг 4 вдеэ. Сздает теорию идей.

Затем старческиц период. Разочароваие.

Идеи О прекрасном в сократовскиц период.

"Гиппий Больший".

Гиппий - философ, софист.

1) Впрос о поисках общего понятия прекрасного.

Гиппий пытался подменить понятия но не на того напал.

2) как определяется прекрасное или отвратительное.

Перебирают бытающие идеи. Но критически их оценивают.

А) может прекрасно то, что сделано из драгметаллов?

Легко опровергают. Золотой половник менее прекрасен, чем деревянный, тк менее удобен.

Б) одежда.

Надо искать не то, что кажется, а то что есть прекрасно. То есть добавки не делают предмет прекрасным.

В) Высокая степень пригодности?Целосообразность или функциональность.

Реальные Сократ считал, что полезное и прекрасное это одно и тоже.

Но платоновский сократ считал ииначе.

Г) все что производит приятное впечатление на наше зрение и слух.

Чувственное восприятие прекрасного.

Но это слишком необределенно.

То что нравится глазам, ге нравится ушам.

 

=> "Прекрасное -это сложно"

 

Платон искал прекрасное в чуственных вещах.

Они не нашли в источниках чувств прекрасного.

Где?? ХЗ.

 

Зоелыц период творчества платона.

Учение об идеях.

Сравнмвает понтия и конкретные чувственные предметы.

Все преимущества на стлроре понятий. Тк вещи текучи. Стол выкинут, а понятие стола останится. Понятие устойчиво, тк оно недвусмфсленно. А вещи могут быть и не хорошими и не плохими.

 

Идеи- объективный идеализм.

1) Мера.

2) ритмичость

3) Гармония.

Эти три понятия он помещает в мир идей и нарывает это идеей о прекрасном.

Прекрасное - это гармония, ритмичность и мера, существующие без участия чувственного мира. Идея красоты, отвлеченная от мира реального.

Реальные вещи — это ухудшенная верия идей.

 

Всеру реальному соответсвуют идеи. Они расположены иерархически. От более частных к общим.

Самая высокая идея - это Благо. Нечто находится вне мира и творит его.

Ниже: справедливость.

Потом - прекрасное.

То есть прекрасное - это некая ипостась, конкретизация блага.

"Проводник" блага.

 

Однако. Субъективное удовольствие не может быть критерием прекрасного.

Перкрасное объективно. Субъект может ее уловить или нет.

А так она заложена миром.

 

В зрелый период:

Лестница красоты.

1) чувственное

2) геометрические фигуры

3) умственная работа

4) философское расскотрение идей.

 

От чувственного к максимально духовному.

 

Идея красоты постигается только умощрително, но анализируетя умственно.

Лестница совершенствования.

 

Символический подход к восприятию прекрасного.

Идея в конкретном предмете не выражается.

 

Диалог "Пир".

Зрелый период.

Мифо-поэтичекий характер.

Вохдецствие прекрасного на чедовеческую душу.

О человеческоц красоте.

1. Связать идею крсоты с деей эроса и с идеей творчества нового.

Стимулятором к созданию нового являетсч любовь, любовь к прекрасному.

2. Диалектика. Стремление выделить противоречия в человеческоц красоте.

Есть красота телесная, а есть духовная.

Афродита Урания и Афродита Пандемос.

Вегда противоположности.

Можно красотой не обладать, но к ней тянутся.

Созкрцательное отношение к красоте.

Дечтельное отношеие к красоте. За этим преимущество.

 

3) как относится к искусству.

"Ион"

Что нужно , чтобы быть хорлшим певцом гомера.

"Не знаю как. Просто мнеиправится, и другим нравится".

Этохорошо, тк неискусственно.

Художественное творчества не носит рауионального характера.

Не творец, тот кто творит. А творит муза.

"Федр"

4 вида неистлвства.

Прорицательское неистовство.

Дионисийское неистовство

Любовное неистовство

Неистовство творческое.

 

Нерационалтное творчество.

Творит безотчетно. Без разума.

 

"Творения здравомыслящих затмится творениями неистовых".

 

Но интеллектуальное начало присутствует.

Творчество - работа.

Прекрасное познается разумом.

 

Зрелое отношене.

Определяется теориец идей.

Подражательное искусство. Мимесис. Когда художник растрачивает себя на обыденные вещи.

Только на третьем месте от сущности.

Иногда вещи выступают в непривычном ракурсе.

Неглкбокое зание.

Нетворческий характер художник подражателя.

Критика актерского искусства.

Отсутствие отбора качеств для приизведений.

Отрицательное икусство в нравственном смыслк.

Нравится массам. Это херово.

Мимесиис возможет, толко если подражает наивысшим идеям.

 

Воспитание посредством тскусства.

Часть социальной утопии.

Сословия:

Правители философы.

Воины илитстражи. Нет ни собственности ни жен. Детей от проституток воспитывает гос-во чтоб обнаслять состав армии.

Ремесленники земледельцы. Метериальное обеспечание всего общества.

 

Э-ка#6.11.10.2012

 

Аристотель.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 1. Предмет. Становление и культурный статус эстетики | Линии творчества

Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 478; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.