Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ТЕМА: Философия человека

Читайте также:
  1. F 1 f 2 f 3 частота воздействия на человека
  2. II. Философия И. Канта
  3. II. Философия Чаадаева.
  4. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  5. VI. Философия общественной жизни
  6. VI. Философия русского космизма.
  7. VII. Натурфилософия.
  8. Анализ опасности различных способов включения человека в электрическую сеть .
  9. Анализ продуктов деятельности обследуемого человека.
  10. Анатомия и визуализация. Возможности современной медицины в изучении анатомии живого человека.

1. Феномен человека и его философские интерпретации

2. Философские и научные концепции антропосоциогенеза

3. Важнейшие категории человеческого существования (индивид, индивидуальность, личность; тело, душа, дух)

4. Деятельность как способ человеческого бытия

5. Жизнь и ее смысл, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества

 

1. Философская антропология – раздел философии, посвященный размышлениям о человеке, его сущности, происхождении и предназначении, основных закономерностях его бытия. Как раздел философии ее не следует путать с философской антропологией как течением западной философской мысли XX в., представленным именами М. Шелера, Г. Плеснера, А. Гелена.

Человек – предельно загадочное существо, резко выделяющееся на фоне всех остальных живых организмов и сбивающее с толку своих исследователей. Ему присущи (входят в его природу):

а) способность к саморазвитию;

б) самосознание;

в) свобода выбирать;

г) острое переживание своей смертности и вопрошание о смысле своего бытия;

д) реализация себя через культуру.

В философии сложились следующие основные традиции (стратегии) интерпретации человека:

а) натурализаторская: человек есть животное со своими «странностями» (Ф. Ницше, З. Фрейд, представители современной социобиологии);

б) рационалистическая: человек есть, прежде всего, носитель разума, который рассматривается как основа не только человеческого, но и природно-космического бытия (Р. Декарт, Г. В. Ф. Гегель);

в) социологизаторская: человек есть продукт общественного развития, его природа формируется обществом (марксизм, структурализм и постструктурализм);

г) экзистенциально-персоналистская: человек есть личностное бытие, не сводимое к общим законам и качествам, со своей индивидуальной судьбой и уникальным опытом.

«Объемный», интегративный взгляд на человека позволяет увидеть в нем биосоциальное существо, способное в творческом усилии подняться над своим и природным, и социальным окружением.

 

2. Антропосоциогенез – процесс происхождения человека и общества (или человека как общественного существа).

Надо признать, что проблема антропосоциогенеза до сих пор не имеет окончательного, всех удовлетворяющего и убеждающего решения.

Согласно креационистской версии, которую отстаивают, например, христиански ориентированные философы, человек сотворен Богом – либо непосредственно и сразу (классический креационизм), либо в ходе длительной управляемой эволюции (теистический эволюционизм).

Согласно трудовой версии, оформившейся в работах Ч. Дарвина и Ф. Энгельса, предки человека вышли из среды высших обезьян благодаря труду, который не только помог им выжить в непривычных и неблагоприятных условиях, но и стал главным источником человеческого общества и культуры, необходимым условием развития сознания и языка.

Согласно игровой версии, предложенной Й. Хейзингой, первые люди смогли вырваться из-под абсолютной власти природной необходимости путем усложнения своего игрового поведения, которое стало основой их культурной деятельности.

Согласно психоаналитической версии З. Фрейда, религия и мораль, родившиеся из стыда и страха, побудили наших далеких предков покинуть свой звериный путь.

Согласно семиотической версии, которую отстаивал, например, К. Леви-Стросс, язык, развивающаяся у людей способность замещать реальные предметы знаками, все превращать в символ противопоставили наш вид природе, изгнали его из мира животных.

 

3. Рассмотрим основные понятия, при помощи которых философы и ученые описывают важнейшие аспекты или проекции человеческого бытия.

Человека можно рассматривать как индивида, обладающего индивидуальностью и способного проявить себя личностью.

Индивид – это человек как отдельный представитель человеческого рода, один из многих людей.

Индивидуальность – это человек как носитель уникальных свойств, отличающих его от других индивидов.

Личность – это человек как хозяин собственной жизни, субъект своих поступков, способный нести ответственность за сделанное им. Личность – социальное качество человека, формирующееся и проявляющееся в системе общественных отношений.

Таким образом, понятие «индивид» указывает на видовую принадлежность и «экземплярность» человека, понятие «индивидуальность» - на его своеобразие, а понятие «личность» - на сознательно-волевое начало в нем. Используя эти понятия, философы рассуждают о нашей солидарности и взаимозависимости, но также о необходимости «не терять свое лицо», не сливаться с толпой, не становиться бездумным «винтиком» тоталитарной машины.

Еще одна популярная в философии модель человека представляет его как триединство тела, души и духа.

Тело есть материально-природная основа человеческого бытия (хотя, безусловно, общество и культура участвуют в оформлении нашей телесной организации). Через тело человек проявлен, объективирован, зримым образом действует в мире, хотя тело же и ограничивает его присутствие здесь.

Душа понимается в философии как глубинный источник жизненной активности и человеческого произволения, как средоточие наших переживаний и размышлений. Благодаря душе каждого из нас всегда больше, чем можно непосредственно увидеть и потрогать. В религиозной философии (как и в религии) с понятием «душа» связаны надежды на бессмертие человеческой личности.

Дух – понятие, указывающее на причастность человека сфере универсальных смыслов и высших ценностей, воплощенных в религии, философии, морали, искусстве, науке. В случае же, если человек сосредотачивается почти исключительно на удовлетворении своих телесно-материальных потребностей, отвергая и у себя, и у других идеальную мотивацию жизни, приходится говорить о бездуховности его существования.

 

4. Деятельность – это целенаправленная активность людей (и только людей!) по преобразованию объективной действительности и самих себя - в отличие от поведения, которое представляет собой адаптацию к наличной среде обитания и присуще всем животным. Деятельность характеризует человека как сознательное существо, стремящееся реализовать свою свободу. Свободу можно понимать как способность человека к самодетерминации, к построению собственной программы действий и преодолению гнета предзаданных факторов.

Существуют различные классификации типов и форм деятельности. Ее, например, можно разделить на практическую и духовную, репродуктивную и творческую.

Практическая деятельность (практика) выражается в материальном, чувственно-предметном освоении и преобразовании мира людьми.

Духовная деятельность связана с освоением и преобразованием мира лишь в сознании человека.

Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата с использованием привычных средств.

Творческая деятельность предполагает выработку новых целей и соответствующих им средств или с достижением уже известных целей новым, необычным путем.

Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Деятельность является реальной движущей силой общественного процесса, основным условием существования и развития культуры. В свою очередь она сама зависит от социокультурных факторов, определяющих ее характеристики на разных этапах человеческой истории.

 

5. Человек – «трагическое животное», единственное существо на Земле, сознающее, что оно умрет, умрут все его близкие, а, возможно, и весь его биологический вид.

Близость смерти, тоска по поводу ограниченности и никчемности своего существования много раз толкали людей на безумные или позорные поступки, делали их алкоголиками, наркоманами и самоубийцами, предателями, спасающими жалкую шкуру, или извергами, мстящими миру за свою неминуемую кончину.

Подобно религии, философия с давних пор стремилась помочь человеку преодолеть или облагородить страх перед смертью. На разные лады, с разной степенью убедительности философы говорили о том, что:

- смерть естественна и даже благодетельна («Ее облачная тень дается нам не для того, чтобы лишить нас света и радости или чтобы погасить в нашей душе охоту жить и вкус к жизни. На­против, смерть воспитывает в нас этот вкус к жизни, сосредоточивая и облагораживая его; она учит нас не те­рять времени, хотеть лучшего, выбирать изо всего одно прекрасное, жить Божественным на земле, пока еще длится наша недолгая жизнь», - писал И. Ильин);

- смерть иллюзорна и не имеет власти над человеком (Эпикур доказывал: «Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем»);

- смерть неокончательна и в перспективе будет упразднена (Платон приводил доказательства бессмертия души и отстаивал идею реинкарнации; Н. Федоров разрабатывал проект всеобщего воскрешения мертвых);

- смерть не способна устрашить человека, чья жизнь наполнена высоким смыслом (по словам Ф. Ницше: «Тот, у кого есть «зачем» жить, может выдержать почти любое «как»»).

Осмысленность жизни составляет одну из фундаментальных потребностей человека. Ее выявление и удовлетворение относятся к числу важнейших задач философии. Пренебрежение этой потребностью, попытки ее заглушить и перенаправить на недостойные объекты таят в себе немалую опасность, которая с каждым годом становится все более реальной.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Социальная философия | ТЕМА: Философия сознания

Дата добавления: 2014-08-09; просмотров: 422; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.