Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РЕАКЦИЯМИ ГЕНИТАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, НЕВРОТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И НОСИТЕЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУМЫ

Читайте также:
  1. Абсолютно твёрдое тело – тело, расстояния между любыми точками которого, в процессе движения остаётся неизменным.
  2. Акты международн. организаций
  3. Анализ статистических связей между показателями.
  4. Б). Решение вопроса об исключении доказательств, в зависимости от характера допущенного нарушения.
  5. Билет № 5 1.НОМЕНКЛАТУРА МЯСОПРОДУКТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА И ХОЛОДИЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ
  6. Блок 3.2. Лекция 9. Опасности техногенного характера
  7. Валютная система политика и практика использования инструментов международных расчетов.
  8. Валютные риски в международной торговле
  9. Взаимоотношения между видами
  10. Взаимосвязи между физическими, химическими и биологическими процессами

а) В мышлении

Мышление человека генитального характера ориентируется на объективные факты и процессы, оно способно отличить важное от неважного или менее важного, оно стремится определить и удалить иррациональные и эмоциональные помехи, по своей природе оно функционально, не механистично и не мистично; суждение является результатом размышления; рациональное мышление доступно фактическим аргументам, поскольку без фактических контраргументов оно не способно успешно функционировать.

Верно, что и при невротическом характере мышление пытается ориентироваться на объективные процессы и факты. Однако, поскольку на периферии рационального мышления, плотно переплетаясь с ним, действует сексуальный застой, оно ориентируется одновременно и на принцип избегания удовольствия. То есть процесс мышления, ведущий к достижению удовольствия, например при компульсивном неврозе, будет игнорироваться до такой степени, что рациональная цель станет совершенно недоступной. Пример: все стремятся к миру. Но, поскольку мыслительный процесс проходит в рамках невротических структур характера, поскольку, как следствие, существует страх свободы и страх ответственности (страх получения удовольствия), вопросы мира и свободы обсуждаются формально, а не фактически; самые простые и очевидные факты жизни, являющиеся природными основами мира и свободы, как будто нарочно избегаются; не принимаются во внимание важные связи; так, например, хорошо известные факты, что политика разрушительна, а человечество больно в психиатрическом смысле, никоим образом не связываются с сознательным требованием построения удобного, самоуправляющегося социального порядка. Таким образом, два более или менее известных и значимых факта сосуществуют без всякой связи. Причина в следующем: соединение этих фактов немедленно потребует практических изменений в повседневной жизни. Невротический характер готов принять подобные изменения идеологически, но практически боится их; панцирь характера не позволит ему сменить привычный образ жизни; так, он согласится с критикой иррациональности общества и науки, но практически не будет стремиться к переменам ни в себе, ни в обществе в соответствии со своей же критикой; следовательно, он не организует социальный центр необходимых реформ. Более того, часто случается, что теоретическое согласие на практике превращается в яростное сопротивление тому, кто действительно вносит перемены. В данном случае границы между невротическим характером и чумным индивидом теряют четкость.

Индивид, страдающий эмоциональной чумой, не удовлетворяется пассивным отношением к проблеме; он отличается от невротического характера более или менее жизнеразрушающей социальной активностью. Его мышление совершенно размыто иррациональными концепциями и определено иррациональными эмоциями. Верно, что, как и при генитальном характере, его мышление полностью соответствует его действиям (в отличие от невротического характера, где мышление и действие разъединены); но при эмоциональной чуме выводы всегда готовы еще до завершения мыслительного процесса; мышление не служит средством достижения верного решения, как в рациональном мире; оно необходимо, скорее, для того, чтобы подтвердить уже существующее иррациональное решение и рационализировать его. Это обычно называется "предрассудком"; но обычно не учитывается, что предрассудок имеет социальные последствия значительной силы, что он широко распространен и практически является синонимом явлений, именуемых "инерция и традиция"; он нетерпим, то есть не терпит рационального мышления, которое может покончить с ним, следовательно, мышление эмоциональной чумы недоступно аргументам; оно имеет свои собственные приемы в своем собственном мире, свою собственную "логику" и именно по этой причине производит впечатление рациональности, не являясь рациональным. Строгий, авторитарный воспитатель, например, совершенно верно и справедливо укажет на существующую неуправляемость детей. В данных узких рамках его заключение выглядит верным Если же рационально мыслящий человек объяснит, что эта неуправляемость является результатом именно иррационального мышления в воспитании, то это приведет, естественно, к блокированию мыслительного процесса; именно в этом виден иррациональный характер чумы.

Другой пример. Морализаторское подавление сексуальности создает вторичные стимулы, а вторичные стимулы делают морализаторское подавление необходимым. Каждое заключение здесь логично. Если же защитнику необходимости подавления предложить убрать вторичные стимулы путем естественного удовлетворения, это явится вторжением в систему мышления чумного индивида, на которое он отреагирует типичным для него образом - не инсайтом и коррекцией, а иррациональными аргументами, молчанием или даже ненавистью. Ему эмоционально важно, чтобы подавление, как и вторичные стимулы, продолжали существовать. Как ни парадоксально это может показаться, но причина проста: он боится естественных импульсов. Этот страх действует, подобно иррациональному мотору, приводящему в движение всю систему мышления, являющегося рациональным, насколько это возможно; и именно этот страх побуждает его к действию, если его социальной системе угрожает серьезная опасность.

b) В действии

При генитальном характере мотив, цель и действие находятся в гармонии; мотивы и цели имеют рациональную, то есть социальную, цель. Мотивы и цели, на основе их прежде всего биологической природы, стремятся к улучшению условий жизни, как своих, так и других людей; это то, что мы называем "социальным достижением".

При невротическом характере способность к действию сильно редуцирована, поскольку мотивы лишены аффекта или противоречивы. Поскольку невротик обычно сильно подавляет свою иррациональность, ему приходится постоянно с ней бороться. Именно это и редуцирует его способность к действию. Он боится позволить себе действовать, поскольку опасается, что в нем могут проявиться садистические или какие-либо другие патологические импульсы. Обычно он страдает, осознавая свою неспособность к полноценному функционированию, однако не проявляет зависти к здоровым индивидам. Его точка зрения такова: "Мне не повезло в жизни, и мои дети должны жить лучше, чем я" Подобное отношение делает его сочувствующим, но бесплодным наблюдателем жизни. Он не препятствует прогрессу.

Что же касается индивидов, пораженных эмоциональной чумой, то ситуация здесь совершенно иная. Мотив действия всегда вымышлен, провозглашенный мотив никогда не соответствует истинному, и неважно, является ли истинный мотив сознательным или бессознательным. Так же не идентичны провозглашенная и реальная цели. Германский фашизм, например, провозглашал своей целью "сохранение мирной германской нации", но реальной целью - на основе структуры характера - была империалистическая война, передел мира и ничего более. Базовой характеристикой индивида, ведомого чумой, является его искренняя и честная вера в провозглашенные цель и мотив. Я хотел бы подчеркнуть, что невозможно понять структуру характера индивида, ведомого чумой, без серьезного понимания того факта, что он действует под влиянием структурной компульсивности; неважно, насколько благими могут быть его намерения, он может действовать только способом, определяемым эмоциональной чумой; действие подобного рода настолько же естественно для него, как потребность в любви для генитального характера, но индивид, ведомый чумой, под защитой своего субъективного убеждения не страдает от понимания вредоносности своих действий. Мужчина может потребовать опеку над своим ребенком, отлучив его от матери, своей жены, которая была ему неверна и которую он ненавидит; поступая таким образом, он честно верит, что действует "в интересах ребенка"; он не сможет изменить свою точку зрения, даже если ребенок, страдающий от разлуки с матерью, заболеет. Этот пораженный чумой отец создаст целую систему рациональных доводов, позволяющих ему поддерживать собственное убеждение, что он действует "исключительно в интересах ребенка"; его невозможно убедить в том, что истинным мотивом его поступка является садистическое наказание матери.

Индивид, ведомый чумой, в отличие от невротика, часто испытывает чувство зависти и смертельной ненависти ко всему здоровому. Старая дева, страдающая неврозом характера, живет в уединении и не вмешивается в любовную жизнь других женщин. Старая дева, ведомая чумой, напротив, не переносит, когда другие женщины счастливы в любви; как воспитатель, она сделает все, что в ее силах, чтобы ее подопечные были лишены возможности иметь счастливые любовные отношения. Это относится ко всем жизненным ситуациям. Чумной характер при любых обстоятельствах и любыми средствами будет стараться изменить свое окружение таким образом, чтобы оно не мешало его образу жизни. Он воспринимает все, что не соответствует его представлениям, как провокацию и соответственно борется с этим и ненавидит это. Особенно хорошо данная черта видна у аскетов. Их представление о жизни следующее: "Другие не должны быть счастливее меня, они должны страдать так же, как страдал я". Это основное отношение в каждом отдельном случае очень хорошо замаскировано под идеологию или теорию, которые очень логичны сами по себе, и требуется большой опыт и долгие размышления, чтобы определить истинное положение вещей. Следует сказать, что европейское воспитание полностью следует такому образцу.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
В.Райх ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧУМА | С) В сексуальности

Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 394; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.