Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ)

Читайте также:
  1. Взаимоотношения в социальной системе: системно-философская сущность и политико-идеологический смысл.
  2. Вопрос 4. Философская антропология
  3. Вопрос 7. Философская герменевтика
  4. Глава 3. ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
  5. Глава 7. ФИЛОСОФСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
  6. Дiни экзистенциализм мен антропология
  7. Лекция №6: «Философская антропология»
  8. Нравственно-философские и художественные искания онтологического реализма (деревенская проза, натурфилософская проза).
  9. Познание как философская проблема.
  10. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА САДОВОЙ ЭСТЕТИКИ

 

Философской антропологией называется раздел философии, изуча­ющий природу, сущность и предназначение человека. В отличие от других наук, рассматривающих отдельные стороны человека (анато­мия, психология, этнография и т.д.), философская антропология пы­тается создать целостный образ человека в единстве его биологиче­ских, общественных, духовных качеств.

Вопросы о природе человека, его происхождении и предназначении занимали умы ведущих мыслителей с момента зарождения религиоз­ных и философских идей. На значимость этого вопроса обращали внимание Платон и Аристотель, Августин и Декарт. Кант указывал, что «во вселенском плане» все философские вопросы о познании, бытии, морали в конечном итоге сводятся к самому важному из «по­следних вопросов разума»: «Что такое человек?» Начиная с XX в. ин­терес к проблеме человека постоянно растет, выдвигая философскую антропологию на одно из ведущих мест в системе философского зна­ния.

В круге проблем, рассматриваемых современной философской антро­пологией, основными являются такие вопросы: как изменялся образ человека в истории? Каково происхождение человека? Как можно оп­ределить человека? Что такое личность? В чем состоит смысл челове­ческой жизни?

 

Представления о человеке в философской мысли.Образ человека в истории. Философская антропология XX в.

 

Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Изменение принципов, на которых основывалось понимание человека, кратко представ­лено в таблице.

В мифологических системах древнего мирачеловек не про­тивопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же строгим законам, что и окру­жающий его мир. Большая часть ранних философских учений как Востока, так и Запада усматривала цель жизни человека в достижении гармонии с природой. Первые философы концен­трировались на изучении внешнего мира, практически не ка­саясь мира внутреннего, считая, что душа полностью зависит от природы.

 

Принципы понимания человека

 

Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение
Древний мир Космоцентризм Человек растворяется в природе, является ее частью
Средневековье Теоцентризм Человек - творение бога и пол­ностью зависит от него
Возрождение Антропоцентризм Человек - свободный творец своей жизни
Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом

 

В классической философии античности начали возникать идеи об особом положении человека в мире: например, вывод Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей», или опре­деление человека как «общественного животного» у Аристоте­ля. Переломным пунктом стала философия Сократа, призы­вавшего обратиться от изучения природы к познанию разума человека. Однако эти идеи окончательно оформились гораздо позже - в Новое время.

Средневековье обращало внимание на неустранимую проти­воречивость человеческого бытия. Человек есть одновременно и венец творения, властвующий над другими живыми сущест­вами, и слабое создание, всецело зависимое от милости бога. Он и тело, желающее и страстное, и душа, стремящаяся к веч­ности. Из-за этой противоречивости и многогранности приро­да человека не может быть понята им самим: только в божест­венном откровении раскрывается истинная сущность челове­ка. Августин Аврелий прямо обращался к богу с вопросом о природе человека: «Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?» Религиозная философия Средневековья в отличие от древней мысли сосредоточилась прежде всего на совершенст­вовании внутренних, душевных способностей. Целью челове­ка и смыслом его жизни признавалось приобщение к богу как залог спасения души и вечной жизни.

Эпоха Возрожденияознаменовала переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека. Теперь человек не подчи­нен сверхъестественным силам или природе - он становится свободным творцом самого себя. В целом именно эта антропо­центрическая точка зрения в большей или меньшей степени характерна и для более поздних эпох.

Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как бес­пределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуде­сен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего! (У. Шекспир. Гамлет (1601)

Философия Нового временипреимущественно определяет человека как носителя разума. У истоков этого понимания ле­жит знаменитая идея Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Именно своей способностью к мышлению чело­век отличается от животных. Благодаря разуму он способен по­нять законы природы, творить, изобретать, заниматься нау­кой, преобразовывать мир и себя в нем. Когда создатель сис­темной классификации растений и животных Карл Линней (1707-1778) столкнулся с необходимостью дать название виду, которому принадлежит человек, он определил его именно как sapiens - разумный.

Рационализм до сих пор является ведущим принципом в понимании человека, однако с XIX в. все большую популяр­ность приобретает иррационализм, усматривающий сущность человека вне его разума - в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д. В конце XX в. иррационализм привел к от­рицанию антропологии, французский философ Мишель Фуко (1926-1984) провозгласил «смерть человека». Но его мнению, человек уже не обладает собственным разумом или моралью: он - марионетка власти, которая пронизывает всю культуру и заставляет индивида неосознанно делать только то, что нужно ей.

К похожему выводу склоняется и американский философ Фрэнсис Фукуяма, наблюдая за развитием биотехно­логий, генной инженерии, клонирования и т.д. Все это спо­собно настолько глубоко изменить природу человека, что воз­никает вопрос: останется ли он при этом человеком и не ждет ли нас «постчеловеческое будущее»?

Развитие рационализма до крайних логических пределов привело к тому же результату: исчезновению целостного об­раза человека. В конце XIX в. начинают образовываться новые эмпирические науки о человеке («описательные антрополо­гии»), которые рассматривают отдельные его аспекты - анато­мические, этнографические, демографические и т.д.

В XX в. все эти тенденции привели к кризису понятия чело­века — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязан­ные составляющие. Важнейшей задачей философии стало вос­становление целостного образа человека. У истоков философ­ской антропологииXX в.,возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предло­жившие свои пути решения этой проблемы:

 

Макс Шелер - «надмирность» и самосознание;

Гельмут Плеснер - эксцентричность и неопределенность;

Арнольд Гелен - недостаточность и деятельность.

Макс Шелер (1874-1928), оформивший проблемное поле философской антропологии как самостоятельной области зна­ния, писал: «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека».

Животные, согласно Шелеру, замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью. Человек же - вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его. Дом человека - не окружающий мир, а бесконеч­ность. Важное отличие человека от животного - его способ­ность к самосознанию, целостной оценке самого себя.

Гельмут Плеснер (1892-1985) отталкивался от той же идеи самосознания: человек в отличие от животных способен взгля­нуть на себя со стороны. Для того чтобы понять свой внут­ренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний (Плеснер называет такое положение эксцен­тричным, т.е. расположенным вне центра). Место человека - не в себе: не в теле и не в психике, а вне себя - в неопределенном месте за их пределами, в ничто. Именно поэтому сущность че­ловека ускользает от науки, только философия, способная раз­мышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» - вечно ускользающее месторасположение человека.

Арнольд Гелен (1904-1976) считал человека «недостаточным существом». Человек обделен мощными инстинктами живот­ных, мало приспособлен физиологически к защите и нападе­нию. Поэтому он вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел - вечная дея­тельность, преодоление себя, и остановка на этом пути равно­значна гибели человечества.

Каждая классическая теория философской антропологии так же, как и трактовки образа человека, возникшие в истории философской мысли, составляют в совокупности весьма цело­стный образ человека. Этот образ незавершен, но его незавер­шенность не является недостатком. Напротив, это означает, что он открыт для новых интерпретаций, каждый раз обнаруживаю­щих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека.

 

Происхождение человека. Теории происхождения человека. Эволюция человека. Факторы антропогенеза

 

Один из наиболее спорных вопросов в современ­ной науке - вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

1. В теории креационизма, самой древней из существующих, утверждается, что человек является творением сверхъестест­венного существа. Так, христиане верят, что человек был со­творен Богом в единовременном акте «по образу и подобию Божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.

2. Согласно эволюционной теории, человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Развернутые основания для этой теории были впервые предложены английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809-1882).

3. В соответствии с космической теорией человек имеет ино­планетное происхождение. Он или прямой потомок внезем­ных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий. (Известно, что человеческий мозг использует только около 5 % своих возможностей. Сторонники космической теории предполагают, что он был создан для условий совсем другой планеты, отличной от Земли).

Возможны также варианты внутри теорий или их сочета­ния. Например, некоторые религиозно настроенные ученые полагают, что тело человека изменялось в процессе эволюци­онного отбора, а душа (разум, мораль и т.д.) была дана человеку богом на каком-то этапе его развития. В мистических учениях говорится о развитии человека в результате воздействия зако­нов космической эволюции и действия «мирового космиче­ского разума».

Философия, создавая целостный образ человека, использу­ет и объединяет сведения, полученные различными науками. При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подав­ляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории,которая подтверждается рядом археологических и био­логических данных.

Согласно последним биохимическим и генетическим ис­следованиям, предполагаемый общий предок человека и чело­векообразных обезьян жил во временной промежуток между 5 млн и 10 млн лет назад. В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн лет. Существо было названо «сахелантроп из Чада» (Sahelanthropus tchadensis). Предполагается, что сахелантроп, как и человек, был прямоходящим. Но некоторые антропологи считают, что это обезьяноподобное существо, а не человекопо­добное. Впрочем, пока данные раскопок слишком отрывочны, для того чтобы с уверенностью судить о развитии предков чело­века в так далеко отстоящий от нас период.

Австралопитек (от лат. australis - южный и греч. pithekos - обезьяна), живший на территории Африки 4,2-1 млн лет на­зад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, и по внешнему виду он был более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных челове­кообразных обезьян.

Человек умелый, названный так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия, считается самым первым пред­ставителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австра­лопитека, а биологические особенности мозга говорят о воз­можных зачатках речи. В остальном человек умелый более по­ходил на австралопитека, чем на современного человека.

Человек прямоходящий делал более сложные орудия и умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу совре­менного человека, он умел организовывать коллективную дея­тельность (например, охоту на крупных животных) и начал ис­пользовать речь.

В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался пере­ход от человека прямоходящего к человеку разумному. Доста­точно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет дру­гой, поэтому представителей этого переходного периода ино­гда именуют древнейшим человеком разумным.

Полтора столетия назад были обнаружены останки перво­бытного человека, названного неандертальцем (по названию местности в Германии). Объем мозга неандертальца соответст­вовал современному (и даже немного превосходил его), рас­копки также свидетельствовали о достаточно развитой культу­ре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец - прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версий, что он - тупиковая, слепая ветвь эволюции.

Наконец, новый человек разумный, т.е. человек современно­го типа, появился в Африке около 130 тыс. (возможно, и боль­ше) лет назад. Как показывают результаты раскопок, за корот­кое время этот вид расселился по Азии и Европе: ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о вы­соком развитии их культуры, - пещерная живопись, миниа­тюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д.

Человек разумный заселил всю Землю 15-10 тыс. лет назад. Постепенно накапливался его жизненный исторический опыт, совершенствовались орудия, человек переходил к производя­щему хозяйству (земледелию и животноводству). В указанный период возникли крупные поселения и во многих районах чело­вечество вступило в эпоху цивилизаций.

 

Временные рамки и особенности антропогенеза
Время (лет назад) Представители Распространение Признаки
4,2-1 млн Австралопитек Australopithecus Юг Африки Прямохождение, использо­вание предметов как ору­дий
2,4-1,5 млн Человек умелый Homo habilis Африка Изготовление орудий
1,8 млн - 300 тыс. Человек прямо­ходящий Homo erectus Африка, западная и центральная Европа, Восточ­ная Азия, Индо­незия Примитивная речь, простые формы коллективной деятельности, поддержание огня
500-200 тыс. Человек разум­ный древней­ший Homo sapiens Европа, Азия, Африка Переходный этап от прямо­ходящего человека к совре­менному, среднеразвитая речь и формы коллектив­ной деятельности
230-30 тыс. Человек разум­ный — неандер­талец Homo neanderthalensis Европа, Азия, Африка Продвинутые формы речи, сложные формы коллектив­ной деятельности (загонная охота), забота о членах пле­мени, добывание огня
130 тыс. - до насто­ящего вре­мени Человек разум­ный новый Homo sapiens sapiens (в том чис­ле кроманьонец) Весь мир Сложная речь, мышление, искусство, развитие сель­ского хозяйства, ремесел, религии

 

В целом основные факторы антропогенеза сводятся к сле­дующим:

Биологические факторы: Формы деятельности:

прямохождение; труд;

развитие руки; коллективная деятельность;

большой мозг; мышление;

способность язык и общение;

к членораздельной речи. нравственность.

 

Считается, что из перечисленных факторов ведущую роль в процессе становления человека сыграл труд, на примере которого четко проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, строение руки (от­стоящий большой палец, гибкость) позволило их эффективно применять. В процессе совместного труда складывались тес­ные отношения между членами коллектива, которые привели к обузданию индивидуализма, заботе о членах племени (систе­ма запретов и норм), к необходимости общения (появление ре­чи). Язык способствовал развитию мышления, позволяя выра­жать все более абстрактные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества.

Таким образом, биологические факторы и формы социальной деятельности тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга. В целом человека нельзя свести исключительно к био­логическим особенностям, поскольку человека человеком мо­жет сделать только общество (подтверждение тому - дети, воспитанные животными). Но его нельзя сводить и только к общественным качествам, поскольку для развития человека необходимы биологические предпосылки (развитый мозг, прямохождение и т.д.). Человек живет одновременно в двух ми­рах - природном и общественном, являясь биосоциальным су­ществом.

 

Определения человека. Природа человека. Сущность человека

 

Под природой человекапонимают совокуп­ность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. При рассмотрении эволюции челове­ка уже были выделены основные из них: разум, спо­собность к труду, коллективная деятельность, язык, мораль. К этому часто добавляют творчество, свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие специфически человеческие свойства и качества.

Особенности списка этих качеств:

незавершенность списка, которая объясняется тем, что природа человека настолько сложна, противоречива и многообразна, что невозможно до конца исчерпать ее простым перечислением;

несуммативностъ списка, которая обусловлена тем, что че­ловек - не просто сумма своих качеств, а нечто гораздо боль­шее.

Под сущностью человека понимается основное качество, ко­торое определяет внутреннее содержание, «глубинное ядро» человека.

В разных традициях сущность человека сводили к биологи­ческому или социальному началу, к разуму и мышлению или «божьему подобию» и т.д. Рассмотрим некоторые сущностные определения человека.

Zoonpolitikon (политическое или общественное животное). Аристотель, говоря в различных работах о природе человека, указывал на разумность человека, осознание им своей смерт­ности, способность к восприятию понятий добро и зло, спо­собность смеяться. Но все же глубинную его сущность он ус­матривал в потребности в «совместном сожительстве». Свою сущность человек реализует только в социальной жизни, всту­пая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества (государства).

Общественную сущность человека постоянно подчеркива­ет в своих работах К. Маркс: «Сущность человека не есть абст­ракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительно­сти она есть совокупность всех общественных отношений».

Человек с данной точки зрения - общественное существо. Это не значит, что человек растворен в обществе, лишен своей инди­видуальности. Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека.

Homo sapiens (человек разумный). Это определение, усмат­ривающее сущность человека в разуме, также восходит к Ари­стотелю. В Новое время оно стало общепринятым и необсуждаемым. Так, Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью», а после появления биологической классификации со­четание Homo sapiens стало стандартным обозначением вида для современного человека.

Силу человеческой мысли и одновременно слабость самого человека подчеркивает в своем определении французский фи­лософ Блез Паскаль (1623-1662):

Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает.

Итак, хотя человек - хрупкое существо, в огромном мире он выделен из царства животных своей способностью логиче­ски мыслить и сознавать себя и мир вокруг.

Homofaber (человек созидающий). В конце XIX в. вера фи­лософов Нового времени в разум как основу мира и сущность человека была значительно поколеблена. Нидерландский фи­лософ и культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945) писал об этом: «Когда мы, люди, оказались далеко не столь разумными, как наивно внушал нам светлый ХVIII в. в своем почитании Ра­зума, для наименования нашего вида рядом с Homo sapiens по­ставили еще Homo faber, человек-созидатель».

Человек в отличие от животного активно производит, тво­рит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творче­ство как сущностное качество человека действительно опи­сывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть осно­ва всей многообразной деятельности, совершаемой челове­ком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование ору­дий - от каменных скребков до компьютеров - создало осо­бое искусственное окружение человека, во многом опреде­ляющее его жизнь. Можно сказать, что современный человек живет в мире техники и культуры, творцом которого он и яв­ляется.

Homo ludens (человек играющий). Это определение принад­лежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонен­тов не обходится ни один вид культурной деятельности челове­ка - правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека че­ловеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реали­зовать свои фантазии, развить воображение, создать художест­венные ценности, общаться с другими, добровольно прини­мать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.

Homo religious (человек религиозный). Здесь человек пони­мается, прежде всего, как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек - свободное существо, наделенное способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека - движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере; неверие и зло - путь, уводящий человека от своей родовой сущности.

Религиозность человека можно понимать и шире - как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов:

Через опыт священного человеческий разум постиг разницу между тем, что проявляется как настоящее, мощное, обильное и имеющее смысл, и тем, что лишено этих качеств, т.е. существует в виде хаотиче­ского и зловещего потока явлений, возникающих и исчезающих слу­чайно и бессмысленно. На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, - само по себе есть религиозное действо, пото­му что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакральную ценность. Другими словами, быть - а еще вернее, стать - человеком означает быть «религиозным». (М. Элиаде).

Помимо перечисленных популярны и другие определения человека: символическое животное (Эрнст Кассирер), человек мечтающий (Эрнст Блох), человек общающийся (Норберт Ви­нер), человек скучающий (Мартин Хайдегтер), усматривающие сущность человека соответственно в творении символов, спо­собности мечтать, общении и т.д.

Некоторые теории усматривают сущностную ущербность, недостаточность человека. Так, Фридрих Ницше называет его больным животным, подчеркивая его слабость, безынициатив­ность, стадность, потребность в подчинении и ложных идеа­лах. Историю общества Ницше рассматривает как постепен­ное вырождение человека.

Некоторые современные философы говорят об агрессивно­сти человека, которая проявляется в бесконечных войнах и преступлениях, его неразумности, которая приводит к уничто­жению среды обитания, накоплению оружия массового пора­жения, перенаселению, техногенным катастрофам, а в итоге - к гибели всего человечества.

Человек - это безумная обезьяна, которой дали в руку бритву (С. Лем).

Приведем несколько определений понятия «человек», взя­тых из толковых и философских словарей.

Толковые словари: ЧЕЛОВЕК - высшее из земных созданий, одарен­ное разумом, свободной волей и словесной речью. В.И. Даль. Толко­вый словарь живого великорусского языка; ЧЕЛОВЕК - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного тру­да. С. И. Ожегов. Словарь русского языка; ЧЕЛОВЕК - дву­ногое млекопитающее отряда приматов (Homo sapiens), анатомиче­ски близкое к человекообразным обезьянам, но отличающееся от них значительным развитием мозга, позволяющим использовать речь и абстрактное мышление. Merriam-Webster Dictionary; ЧЕЛОВЕК - млекопитающее из отряда приматов, наделенное речью и разумом. Larousse Elementaire.

Философские словари: ЧЕЛОВЕК - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культу­ры. Философский энциклопедический словарь: ЧЕЛОВЕК - био­социальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Философский словарь.

Вне зависимости от удачности или неудачности всех попы­ток строгого описания человека, окончательное и исчерпыва­ющее определение его невозможно. Природа и сущность чело­века настолько глубоки и многогранны, что необходимо гово­рить о принципиальной неопределенности и неопределимости человека.

 

От индивида к личности. Индивид. Индивидуальность. Личность.

В рассуждениях о человеке в философии часто употребляются понятия индивид, индивидуальность, личность, раскрывающие разные стороны природы человека.

Индивид (от лат. individuum - неделимое, особь) есть любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют в виду самые общие характеристики человека и отвлека­ются от его особенностей. Таким обезличенным представителем массы человек может выступать, например, в масштабных социологических подсчетах, экономических теориях, рассуждени­ях о биологических особенностях человеческого организма и т.д.

Исключительно в качестве индивида человек восприни­мался в первобытном обществе. Любая несхожесть с другими, необычное поведение вызывали подозрения: все должны были действовать в рамках единых традиций, освященных временем и успешно обеспечивавших выживание на протяжении ты­сячелетий, тогда как всякая новизна, оригинальность могла поставить под угрозу жизнь рода. Таким же образом любая самостоятельность подавляется при тоталитарных режимах, провозглашающих единые для всех правила, и в массовом обществе, где идеология успеха и реклама формируют безличных производителей и потребителей: здесь способности и даже собственное имя легко заменяются кодами кредитных и стра­ховых карточек (или тюремными номерами - для наруша­ющих общие правила).

В целом индивид есть отдельный атом общества. Не слу­чайно слова «индивид» и «атом» имеют аналогичное происхо­ждение. Конечно, каждый отдельно взятый человек отличает­ся от другого, однако в понятии «индивид» это отличие не при­нимается во внимание.

Для обозначения особых, неповторимых свойств человека используется понятие «индивидуальность».

Индивидуальность - неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Индивидуальностью мы также можем назвать любого человека, выделяющегося из общей массы за счет каких-либо особых качеств.

Люди отличаются друг от друга уже на биологическом уров­не. Например, невозможно найти двух человек с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек обладает особым соче­танием генов, обусловливающих определенные особенности его физического (например, телосложение) и даже психиче­ского склада. В психическом плане людей друг от друга отличает прежде всего темперамент.

Уже в античности выделялись четыре типа людей в зависимости от особенностей темперамента. Так, холерик обладает сильными и яркими чувствами; это порывистый, легко возбудимый, зачастую нервный тип. Меланхолик, напротив, трудно возбудим, склонен к длительным пережива­ниям и самоуглублению. Флегматик спокоен, медлителен, апатичен. Сангвиник уравновешен, жизнерадостен, переменчив в чувствах и легко приспосабливается к новым условиям.

Воспитание, жизненный опыт, специфика деятельности - все это также налагает свой отпечаток на наследуемые особен­ности, формируя в итоге самобытную и неповторимую инди­видуальность каждого человека.

Личностьобычно понимается как индивид в аспекте его со­циальных качеств. В европейских языках понятие «личность» восходит к латинскому «persona», которое первоначально обо­значало театральную маску актера. В русский язык этот термин ввел писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766- 1826). По звучанию он близок к слову «личина», которое пер­воначально также обозначало маску ряженого на народных гу­ляниях.

Исходя из значения слова личность может быть раскрыта как система социальных ролей, или своеобразных «театральных масок» человека. Ребенок рождается как индивид; личностью он становится в процессе социализации. В детской игре он примеряет на себя различные социальные роли (члена семьи, представителя профессии). В процессе воспитания, обучения, в общении с другими людьми он воспринимает стратегии пра­вильного социального поведения в различных ситуациях. По­степенно он усваивает (т.е. делает содержанием своего созна­ния) основные модели отношений в обществе. В этом смысле личность есть «ансамбль всех общественных отношений» или даже «общество в миниатюре».

Однако ролевая трактовка личности не раскрывает глубин­ного, сущностного ее характера. В европейской философии (в отличие от восточной) понятие личности не сводится только к ее ролям, здесь также подчеркивается ее самобытная, само­стоятельная, целостная природа. Когда о человеке говорят «это - настоящая личность», имеют в виду внутреннее богат­ство его духовного мира. Согласно такой точке зрения, перво­бытный человек, растворенный в коллективе, не был лич­ностью, также как ею не является и представитель «массового общества», жизнь которого определяется модой, рекламой и привычкой, а не самостоятельным характером, мышлением и свободным выбором.

К примеру, Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку - это путь философа, художника или святого.

Философ занимается созерцанием окружающего мира и размышлением о его общих законах. Его цель - истина, а ору­дие - мудрость. В древние времена именно мудрость определя­ла пути развития человечества, а мудрецы почитались как по­сланцы богов.

Художник - человек эмоциональный, тонко чувствующий время и вечную ценность искусства. Гениальный художник может изменить общество и предвосхитить будущее. Не мень­шее значение имеет и настоящее произведение искусства, ко­торое способно изменить жизнь человека.

Святой - человек, посвятивший себя борьбе с несчастьем других. Милосердие - основа его жизни, а ее смысл точно вы­ражен в словах известного врача Федора Петровича Гааза (1780-1853): «Торопитесь делать добро».

«Настоящие люди», по мнению Ницше, настолько же ото­шли от «обычного человека из серой массы», насколько сам че­ловек отошел от обезьяны. При всем этом ницшеанскую типо­логию личностей не следует рассматривать только в профес­сиональном плане. «Философ» - это не только Сократ или Кант, но и каждый самостоятельно мыслящий человек; «ху­дожник» - не только Леонардо да Винчи или Уильям Шек­спир, но и любой виртуоз в своем деле; наконец, «святой» - не только Альберт Швейцер или мать Тереза, но и всякий, отка­завшийся от эгоизма ради любви к ближнему.

 

Смысл жизни. Пессимизм. Натурализм. Авторитаризм. Многообразие смыслов.

 

История философии не предлагает единого, раз и навсегда заданного решения вопроса о смысле человече­ской жизни: различные течения предлагают ряд несхожих, иногда противоречащих друг другу трактовок смысложизненных проблем. Поиск и выбор верного пути остается за каждым конкретным человеком.

Пессимистический подход является наиболее древним в опре­делениях смысла жизни. Он рассматривает жизнь как траге­дию человека в мире одиночества, страха и страдания.

Уже Ветхий Завет представляет один из классических об­разцов пессимизма. В Книге Екклесиаста сказано: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, все суета! Что пользы человеку от всех трудов его?.. все дни его - скорби и его труды - беспо­койство».

Буддизм в качестве своей первой и величайшей истины провозглашает: жизнь есть бесконечное страдание, и прервать порочный круг перерождений может только нирвана - бла­женство, достигаемое путем потери собственного Я.

В XIX-XX вв. пессимистические настроения переживают свой расцвет в философии иррационализма. А. Шопенгауэр по­лагал, что человек живет в вечном страхе, «не ведая, какое не­счастье готовит судьба - болезнь, преследование, бедность, увечье, слепоту, безумие». Другой представитель иррациона­лизма - Эдуард Гартман (1842-1906) - считал, что источником несчастья является желание счастья, которое иллюзорно. Та­ким образом, избавиться от страданий можно только путем по­давления желаний. Единственным выходом из трагического мира и Шопенгауэр, и Гартман считают отказ от стремлений, удовольствий, чувственных наслаждений - бесстрастность, близкую буддийской нирване.

Экзистенциалисты трактовали жизнь сходным образом, признавая, что основой жизни являются забота, тревога и страх («бытие-в-мире» Мартина Хайдеггера, «бытие-к-смерти» Жа­на Поля Сартра). Представители этого направления хотя и призывали к гуманизму и творческому самовыражению, но считали, что никакие усилия не способны изменить трагиче­ский мир - эти старания не более чем «сизифов труд».

Современная философия постмодернизма, отрицающая не только смысл жизни, но и какие-либо установленные смыслы в целом, также приходит к крайним выводам. Ценностей не су­ществует, и единственным модусом жизни становится иро­ния - отрешенно-критический взгляд на хаотический мир.

Быть или не быть пессимистом - выбор каждой личности, однако не следует забывать о том, что в жизни помимо трагиз­ма существуют и наслаждение, и счастье, и благополучие.

Натуралистический подход к смысложизненным вопросам основан именно на этих принципах. Согласно ему, смысл жиз­ни выводится из естественных законов самой жизни - стремле­ния к наслаждению (гедонизм), счастью (эвдемонизм), пользе (утилитаризм).

Гедонистическая традиция сводится к избежанию страдания и получению наслаждения. Наслаждением, согласно Демокриту, является «эвтюмия» - радостное и безмятежное состояние духа. Последователь Демокрита, Эпикур считал наслаждением духовные удовольствия - мудрость, безмятежность, общение с друзья­ми и отказ от суетных чувственных желаний. Однако позднее не­которые последователи Эпикура исказили его учение, превратив понятия «гедонизм» и «эпикуреизм» в синонимы погони за чувственными наслаждениями и телесными удовольствиями.

Эвдемонистическая традиция провозглашает счастье ве­дущим принципом жизни. В философской мысли имеются теории, в которых счастье трактуется как разновидность насла­ждения (Аристотель); в таком случае эвдемонизм становится ча­стным случаем гедонизма. В иных теориях наслаждение пони­мается как чувственное удовольствие, а счастье - как творче­ская реализация возможностей человека и общества, например, у Дени Дидро (1713-1784) или Поля Гольбаха (1723-1789).

Утилитаристская традиция считает основной целью дея­тельности человека пользу, выгоду как в материальном, так и в духовном плане. Английские утилитаристы XIX в. Иеремия Бентам, Джон Стюарт Милль и др. полагали, что солидарность людей на основе взаимовыгодного обмена и общения обеспе­чит «наибольшее счастье наибольшему числу людей».

Общий обзор натуралистических теорий показывает ряд их слабых мест. Во-первых, и счастье, и наслаждение, и польза не могут быть прочным и моральным основанием жизни чело­века, так как они зачастую эгоистичны и покоятся на несчастье других. Во-вторых, при натуралистическом подходе чело­век не является свободным выразителем своих желаний, но, скорее, их рабом. В-третьих, счастье, наслаждение и поль­за - субъективные категории, понимаемые каждой отдельной личностью по-своему, что приводит к невозможности единого и целостного принципа их выделения.

Авторитарный подход к вопросу смысла жизни преодолевает эти недостатки. Здесь смысл жизни выводится за рамки как ин­дивида, так и жизни в целом и основан на абсолютных ценностях (Боге, Идее). Русский философ Семен Людвигович Франк в своей работе «Смысл жизни», подробно исследовав проблему, делает вывод: «Богочеловек Христос... есть для нас "путь, исти­на и жизнь" и именно поэтому есть вечный и ненарушимый смысл нашей жизни».

К подобному выводу приходит вся религиозная филосо­фия. Для верующего человека смысл жизни ясен и не нуждает­ся в доказательствах - это жизнь по божественным моральным законам и стремление к Богу.

Не менее авторитарен философский подход, подразуме­вающий стремление к воплощению «великой Идеи». Такие те­чения, как утопизм, социализм, коммунизм, понимают под данной идеей общественное благо. Русский революционный демократ Виссарион Григорьевич Белинский призывал:

Отрекись от себя, подави свой эгоизм, попри ногами твое своекоры­стное «я», дыши для счастья других, жертвуй всем для блага ближнего, Родины, для пользы человечества.

Следует признать, что авторитарные идеи не лишены пафо­са и убедительности. Однако рассмотрение человека как сред­ства достижения высших целей обесценивает человеческую жизнь: ради абсолютных идей, которые зачастую оказываются иллюзиями, погибали и погибают люди. Логическое развитие авторитаризма, как правило, приводит к слепой приверженно­сти идее — религиозному (фундаментализм, сектантство) или идейному (фашизм, политический терроризм разных толков) фанатизму.

Все перечисленные выше подходы являются перспективны­ми - в них определяется смысл жизни человечества и человека как такового.

Субъективная теория смысла жизни основывается на иных предпосылках, рассматривая отдельного человека и его цели.

Отечественный философ Николай Николаевич Трубников (1929-1983) пишет:

В том-то как раз и заключается дело, что жизнь... не обладает никаким смыслом, помимо того, какой мы сами сознательно или стихийно, на­меренно или невольно самими способами бытия придаем ей.

Австрийский психолог Виктор Франкл (1905—1997) указал три основных направления поиска этого смысла: творчество, (созидание и самосозидание), переживание (восхищение кра­сотой, добром, правдой) и отношение (оптимистическое вос­приятие мира).

Человек свободен в выборе своего пути. Он не застрахован от ошибок и неудач, и этика способна показать ему лишь при­мерное направление поиска. Смысл жизни невозможно полу­чить готовым - его нужно пережить и выстрадать, чтобы по­чувствовать себя человеком.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Квантовая химия и квантовая механика | СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА)

Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 992; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.01 сек.