Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философия средних веков

Читайте также:
  1. II. Философия И. Канта
  2. II. Философия Чаадаева.
  3. VI. Философия общественной жизни
  4. VI. Философия русского космизма.
  5. VII. Натурфилософия.
  6. Античная философия
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  10. Б.Спиноза философиясы

 

1) Вход христианства на первый пластон в структуре западной Европы.

2) Средневековое Европейское обществ.

3) Философия – служанка богословия. Схоластика.

 

Появление христианства преобразует идеологическую культуру радикальным образом.

В 313 году император Константин сам принимает христианство, указ о том, то христиан более не преследуют, 330 год – перенос столицы в Константинополь. Потом деление римской империи.

405 год – Рим завоёвывают варвары. Византия понимает себя как единственного наследника Античности. А потом и падение византийской империи.

505 год – закрытие Платоновской академии в Афинах.

 

Средние века (5-6 и до 13-14 века).

Это феодальное, сословное, иерархическое общество.

Основна экономики общества – сельское хозяйство (феод – земельный участок), силами прикреплённых к земле крестьян. Они в полном подчинении у владельцев земли.

Есть и другие сословия: духовенство и дворянство.

Сословие - социальная группа, обладающая наследственными правами и обязанностями по закону или обычаю. (В средневековом обществе обычай зачастую значил больше, чем закон)

Для сословной системы характерна иерархия – неравенство прав, обязанностей, положения.

Для средневекового общества характерно так же господство религии – все сферы жизни подчинены религии. Как следствие церковь оказывается ведущей экономической, политической и идеологической слой общества.

 

Основные черты средневековой философии:

- её религиозность

- подчинённость богословия (трактовка церковных текстов вызывала необходимость философского обоснования. Философия вторична, церковь - первична)

- абстрактность (витает в «высших» проблемах, отрывается от практики)

 

СХОЛАТИКА – дословно «школьная философия»

«схола» – школа

Схолатику изучали в школах, по сути это рассуждение на церковные темы со стороны философии.

Сейчас схоластика – спор ради спора, синоним несодержательности. Но для средневекового человека это были крайне важные темы.

 

Средневековая антология:

1) Теоцентризм (бог – основа, центр и суть мира.)

2) Креационизм (идея сотворённости мира богом, и соответственно любого явления. Противоречит научному подходу)

3) Линейный ход событий. (Если античная философия выступала за круговой ход событий, в средневековье история имеет начало и конец. Ничего не повториться -> нужно всё записывать. Они всегда ждали страшного суда. )

4) Иерархичекая модель мира.

 

Методолоички:

1) Догматичность (религия = вера = принятие без доказательств = неоспоримо, а значит рамки рассуждений заданы заранее)

2) Авторитарность (опора на бога и божественного писания + целый ряд канонических текстов и авторитетных авторов)

3) Текстуальность. (Средневековый философ рабо\тает с текстом. Он изучает текст. Имея предметом сверхъестественное они е заинтересованы в изучении естества. А в тексте мы имеем дело с идеями, с божественном откровении. Из средневековья идёт высокая текстуальная культура.)

4) Патристика – сочинения «отцов» церкви. Их тексты так же каноничны, как библия.

5) Аполонетика – тексты защиты основ веры, основания. (вопрос: от чего защищать? )

6) Коментаторский характер (есть текст и философ его поясняет. Текст откровения переложить на язык философских понятий. В этом смысле философия – служанка богословия)

 

Блаженный Августин – описал свой путь к христианству. Он изучит разные школы, в том числе античную. Стал одним из отцов церкви.

По сути это христианизация Платона. Царство идей в уме Бога. Выделяются 2 мира – идеальный и материальный. Само творение – неподвластный человеческому разуму факт. Создал свою идею спасения.

Он вводит новый уровень бытия – церковь. Это посредник между миром высшим и низшим. Церковь это необходимый для существования институт, это царство Божье на земле.

Средневековая философия – рационализация религии.

 

Отношение разума и веры – основная проблема средневековой философии. Приоритет задан – вера.

Вера сильна и безмерна. Но человек слаб, он разумен. \

 

Спор об универсалии – общие понятия. Что это такое, каковы они? В размышлениях об общих понятиях сложилось 2 основных подхода:

- номинаизм (признание реальности вещей и общости имён, слов (номе - имя). Общи понятий нет. )

- реализм (признание отдельного, самостоятельного, по отношению к вещам, существования общих понятий. )

(Как совет: позновательное чтение У. Эко «Имя Розы»)

 

Пример из жизни:

Сейчас все у нас обсуждают проблему гомосексуаизма. В частности это реакция на политику запада, где признают их права, разешают заводит семьи.

По сути:

Номинализм : семья – это семья на практике. И пофиг какая, однополая, шведкая…

Реализм: есть общее понятие семьи: мама, папа, я . И все должны следовать этому понятию.

 

Так и философия задумывается что правильнее: жить «по понятиям» или «по практике»?

 

Схоластике свойственно абсолютное господство логики. А логика – это движение понятий.

В большей степени они реалисты – они закрывают глаза на практику во имя движений понятий.

И так делали даже в медицине. Если человек получил ранение холодным твёрдым предметом – заливали рану горячим маслом.

 

Проблема: может ли бог создать такой камень, который он не сможет поднять?

Сколько ангелов поместится на кончике иглы?

 

Позднее средневековье

(1225- 1274гг)

Примирение веры и разума (Фома Аквинский).

Вера – это прямой путь к истине, откровение.

Разум – косвенный путь к истине, главное правильно идти (есть много ответвлений, можно и заблудится)

 

Фома Аквинский – христианизация Аристотеля. Используя катеории формы и материи строи модель мира, где есть Бог, Архангелы, бла-бла-бла так и двигаясь по иерархии форм и материи.

Фома разрабатывает систему доказательств бытия божьего. (Найти хоть несколько доказательств в интернете)

 

Где человек в этой картине мира?

Человек – существо тварное, подчинённое, дуалистичное (душа/тело) и страдающе.

 

Философия эпохи Возрождения

 

1) Общая характеристика эпохи возрожденя.

2) Реформация. Гуманиз эпохи возрождения.

3) Новая натур философия

4) Социальная философия эпохи возрождения.

 

Эпоха возрождения – это период бурного и всестороннего культурного развития с конца 14 века в северной Италии и распространившийся в Европе в 15-16 веках.

Возрождением эту эпоху назвали себя сами. Умерла прекрасная античная культура. Средневековье – страшное варварство по отношению к античности.

Возрождение как бы повторяет ценности античного мира. Но в абсолютно новых исторических условиях в связи с новыми социальными потребностями.

Эпоха возрождение – становление современного индустриального общества. В экономике происходит переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, становление рынка. Деньги становятся универсальной ценностью. Человек может заработать больше или меньше независимо от сословия и обычаев.

Это новое положение человека в обществе. Он получает возможность проявлять себя индивидуально. Идеал средневековья – подавить индивидуальность. Возрождение – Я могу, Я делаю, Я зарабатываю. Идеал – свободный авантюрист.

Отсюда возникает идея ценности человеческой личности, которая результировалась в новой религиозности. Возникновение Реформации – личные, непосредственные отношения человека с богом важнее института церкви.

 

Мартин Лютер (1483-1546гг) утверждает, что человеку не нужна церковь, чтобы быть спасённым. Не нужно читать молитвы латыни и носить подати в церковь. Переводит библию на немецкий. Богу не важен язык. Это суть протестантского отношения к богу – без священника, без церкви, без посредника.

 

Подрыв доминирования церкви.

 

1) Гуманизм (гуманистическим, гуманитарным образованием называлось светское образование, не церковное) – в философском смысле, это принятие прав человечество личности.

2) Антропоцентризм (Не атеизм, но акценты переносятся. Человек – вершина творения.)

3) Индивидуализм

 

Марсилио Фичино.

Человек – микрокосм. Любой человек ценен, как ценна вселенная. Человек безграничен и безграничны его возможности

Джаванни Пико Дела Мирандала (1463-1494гг) «Речь о достоинстве человека»

Человек – вершина творения, он подобен Богу. Он творец, в том числе творец самого себя. Высшее счастье – стать тем, чем ты хочешь, создать самого себя.

 

ЛЕКЦИЯ 5.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Софисты и Сократ | Натурфилософия эпохи возрождения

Дата добавления: 2014-11-20; просмотров: 272; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.