Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






История вопроса

Читайте также:
  1. II. История философии
  2. III. Борьба за разрешение восточного вопроса.
  3. III. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  4. SQL и его история
  5. В-1. Краткая история развития электрических машин
  6. Вопрос № 2: «Общие представления о психологии, как науке: история развития, методологические основы»
  7. Вопрос №1 Предназначение, история создания ГО. Задачи и основные мероприятия ГО при ведении военных действий..
  8. Вопрос №1 РСЧС ,история ее создания и предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
  9. Вопрос №2 Организационная структура Вооруженных Сил России. Виды и рода войск. История их создания и предназначение.
  10. ВСЕМИРНАЯ (СИНХРОННАЯ) ИСТОРИЯ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОГЕНЕЗА

 

1. История вопроса.

2. Место человека в системе животного мира.

3. Краткий анализ и дискуссионные вопросы эволюции приматов.

4. Основные этапы антропогенеза, их характеристика.

5. Вопрос о центрах происхождения человека, основные гипотезы.

6. Соотношение биологического и социального в эволюции человека.

7. Билогическое учение о расах. Морфологическая и популяционно–генетическая концепции рас. Адаптивность расовых признаков.

8. Расизм, социал-дарвинизм, их оценка.

Вопрос о происхождении человека до сих пор в известной мере ос­тается одной из сложных проблем. С древних времен отмечалось сход­ство человека с приматами, но это были лишь робкие догадки, которые не приводили к идее о происхождении человека от более низкоорганизо­ванных форм. В средние века религия мешала сделать вопрос о происхождении человека предметом научного исследования. Представление о естественном происхождении человека могло появиться и развиваться только на основе материалистического мировоззрения, которое широко распространилось лишь в XIX в.

Первая стройная гипотеза о происхождении человека была предло­жена Ламарком. Суть ее он кратко изложил в 1802 г., а затем подробней в 1809 г. в знаменитом труде «Философия зоологии». Эту гипотезу Ламарк построил на основе идеи о потребностях, вследствие которых соз­даются усилия, и об усилиях, порождающих орган. По его мнению, ка­кое-то наиболее развитое «четверорукое» благодаря обстоятельствам ут­ратило привычку лазить по деревьям, приспособившись ходить на двух ногах. Через несколько поколений эти «четверорукие» должны были пре­вратиться в двуруких, для которых четвероногое хождение стало затруд­нительным. Все это сопровождалось соответствующими изменениями органов. Гипотеза Ламарка возникла под влиянием взглядов француз­ских материалистов XVIII в., и в ней были следующие положитель­ные стороны: 1) впервые было предложено схематическое представление о естественных факторах, определивших появление человека (прямохождение, переход к новому питанию, общественная жизнь и др.); 2) высказана идея о животном происхождении человека; 3) сделана попытка раскрыть последовательность постепенного приобретения пред­ками человека «человеческих свойств» (двуногое хождение — новые фор­мы групповой деятельности — речь). Тем не менее Ламарку удалось лишь по-новому поставить проблему, не вдаваясь в фактическое дока­зательство отдельных положений. Гипотеза Ламарка не имела успеха, но оказала известное влияние на натура­листов, которые в дальнейшем зани­мались проблемой антропогенеза.

Наиболее крупный вклад в реше­ние проблемы происхождения человека был сделан Дарвином. Он предложил принципиальное решение вопроса и привел многочисленные доказательства развития человека из нижестоя­щих животных форм. Свои взгляды Дарвин изложил в трудах «Происхож­дение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). При этом Дарвин опирался не только на собственные ис­следования, но и на достижения других ученых, фактический материал и обоб­щения которых помогали обосновать Ч. Дарвину вывод о животном происхождении человека в процессе эволюции.



Так, Т. Гексли на сравнительно-анатомических данных показал, что по многим признакам антропоморфные обезьяны ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель основные положения по этой проблеме сформулировал в работе «Генеральная морфология организмов, общие принципы науки об органических формах, механически обоснованные реформированной Чарлзом Дарвином теорией происхождения видов» (1866), где сделал ряд обобщений на основе данных по эмбриологии че­ловека и впервые попытался представить родословное древо его, выдви­нув идею питекантропа как предковой формы.

Огромное значение для перехода к подлинно научному изучению мышления человека и его генезиса имела книга И. М. Сеченова «Рефлек­сы головного мозга» (1863), в которой была доказана связь между мыш­лением человека и высшей нервной деятельностью животных.

Этнограф и социолог Льюис Морган в работах «Лига ирокезов» (1861), «Система родства и свойства человеческой семьи» (1869) и дру­гих в результате изучения степени родства различных народов дал ана­лиз основных этапов развития семьи и брака, заложив фундамент мате­риалистического понимания истории первобытного общества.

Довольно быстро появлялись палеонтологические и археологиче­ские данные, позволявшие глубже анализировать отдельные периоды эволюции человека. Таким образом, во второй половине XIX в. имелся разнообразный фактический материал, чтобы сделать ряд важных обобщений и перейти к комплексному изучению проблемы происхождения человека. Становилось очевидным, что человек и его общество не обо­соблены от остального мира, т. е. от неживой и живой природы, а раз­вивались вместе с ними и являются частью всеобщего движения и изме­нения материи.

В своих работах Дарвин синтезировал огромный материал, накопив­шийся к 70-м годам XIX века, и убедительно доказал, что человек, как и все другие живые существа, произошел путем постепенных превра­щений его предков, что у него, как и у всех других организмов, можно пронаблюдать явления изменчивости, наследственности, борьбу за су­ществование, естественный отбор и приспособляемость к условиям окру­жающей среды.

В I главе книги «Происхождение человека и половой отбор» Дар­вин приводит многочисленные факты, подтверждающие развитие чело­века из более низкоорганизованных форм животного мира. Этот мате­риал можно разделить на три группы: 1) факты, убеждающие в сходст­ве строения и функций человека и других животных; 2) факты о сходстве зародышевого развития человека с таковым у животных; 3) рудиментарные органы как доказательство животного происхожде­ния человека. Наиболее подробно Дарвин рассматривает третью группу. Это было связано с тем, что первые две подробно исследовались Т. Гексли и Э. Геккелем. Кроме того, сравнительно-анатомические и эмбрио­логические данные в то время трудно было использовать для доказа­тельства эволюционной теории, так как креационисты и метафизики на этом фактическом материале доказывали свою фантастическую идею о единстве плана творения организмов всевышним.

Данные же по рудиментарным органам убеждают в относительности органической целесообразности, что несовместимо с метафизическим взглядом на мир и идеалистическим представлением об эволюции. С по­зиций теории естественного отбора рудиментарные органы — неизбежное следствие эволюционных преобразований. Этот принцип распространяет­ся и на человека, что и определило особое внимание Дарвина именно к этому факту. Оценка рудиментарных органов с позиций эволюционной теории нами уже рассматривалась (гл. II, III).

Дарвин в своей работе (гл. II) анализирует конкретные пути эво­люции человека, рассматривая результаты прямого действия среды, роль упражнения органов, атавизмы, соотносительную изменчивость и половой отбор. Все это позволяет ему подтвердить правильность симиальной гипотезы о происхождении человека. Дарвину удается пока­зать преимущества вертикального положения тела, формирования руки, развития мозга и членораздельной речи. Однако не все особенности че­ловека он связывает с действием естественного отбора; причины неко­торых преобразований он видит в прямом действии среды или упражнения (утрата человеком хвоста объясняется передачей по наследству влияния трения при сидении, а появление речи рассматривается как ре­зультат упражнения голосовых органов), т. е. в ряде случаев дает ла­маркистскую трактовку. Это не умаляет значения труда Дарвина, так как основным фактором эволюции человека он считает естественный от­бор, а остальные факторы, по его мнению, играли вспомогательную роль.

В III—V главах Дарвин дает сравнительный анализ умственных способностей человека и животных, а также нравственных качеств у первобытного и цивилизованного человека. Фактический материал, пред­ставленный Дарвином, в основном не утратил значения, но его трактов­ка была ошибочной. Отличия в психической деятельности человека и высших млекопитающих Дарвин сводил к чисто количественным харак­теристикам и не учитывал принципиальных качественных особенностей. Кроме того, источник человеческой морали он искал в общественных ин­стинктах животных. В заключительной главе Дарвин обращается к во­просу о месте человека в естественной системе животного мира и о низ­ших ступенях генеалогии его.

Эта работа Дарвина явилась наиболее полным трудом о происхож­дении человека, где обобщались почти все накопившиеся к тому времени данные. Хотя в работе и имелись существенные недостатки, она убеди­тельно доказывала, что человек произошел от более низших форм орга­низмов под действием естественного отбора.

В настоящее время принято выделять следующие основные стороны антропогенеза: 1) систематическое положение человека и его общность с другими живыми организмами; 2) предок человека; 3) древность человека; 4) основные стадии эво­люции факторы эволюции; 5) качественные особенности эволюции человека. 6) прародина человека.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 178; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.