Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




А. Виды причин

Пытаясь ответить на вопрос о движении и изменении чувственных вещей, Аристотель вводит понятие причины (ранее это сделали атомисты) (Метафизика, книга 5, глава 2-я). Он выделяет следующие их виды:

а). материальная причина – то, в чем реализуется понятие,

б). формальная причина – понятие, которое принимает в себя «материя», когда происходит переход от возможности к действительности,

в). целевая причина –то, ради чего происходит известное действие.

г). действующая причина.

1).Сведение причин. Однако, Аристотель сводит целевую и действующую причину к формальной, возвращаясь в итоге – к двум причинам «форме» и «материи». Сведение целевой причины к формальной происходит, когда Аристотель обращается к рассмотрению не человеческих действий, а явлений природы, создавая тем самым объективную телеологию, в отличие от субъективной телеологии Сократа и Платона. Предметы обладают не данной или предписанной им извне целью, но сами, в самих себе, объективно имеют цель. Состоит она в реализации, или осуществлении «формы», понятия, таящегося в них самих. Сведение же действительной причины к формальной осуществляется, наоборот, через субъективную телеологию, где действительная причина есть результат реализации «формы».

2). Мировое бытие. У Аристотеля, однако, существует различие в понимании «материи» и «формы» как причин движения в зависимости от того, идет ли речь о конечных предметах или бесконечных (мир в целом). Ибо связь «материи» и «формы», которые не существуют друг без друга, теперь нужно мыслить по-другому. С аналогичной проблемой столкнулись уже атомисты, когда пытались распространить свое понятие необходимости как причины на целостный космос. Ибо это сразу же поставило вопрос о возникновении мира во времени.

Возможность движения, наблюдающегося в мире, предполагает: 1). существование «материи» и 2). существование «формы», осуществленной в «материи». Из этих двух положений следует, согласно Аристотелю, что мир есть вечное бытие.

Аргументы его таковы. Допустим, что некогда мир возник. Следовательно, был момент, когда началось движение. Тогда есть альтернатива: или «материя» и «форма» существовали до этого момента, или они до этого момента не существовали. Если они до этого момента не существовали, тогда они должны были возникнуть предварительно, т.е. движение уже должно было существовать до начала движения. Если они уже существовали до этого момента, тогда непонятно, в силу какой причины движение не началось раньше? Такой причиной могло быть только другое движение, препятствующее началу этого. Следовательно, опять движение должно существовать до начала движения.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
В. Понятие “материи” вещи | Б. Мировой перводвигатель

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 137; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.