Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Б. Мировой перводвигатель

Таким образом, мир вечен. Но доказательство вечного существования мира и вечного существования мирового движения ведет нас предположению о наличии вечной причины мира и вечного двигателя мира. Аристотель вводит понятие перводвигателя, или Бога. Этот бог Аристотеля чужд всякой религиозной окраски, ибо его свойства Аристотель выводит не из какой-то религиозной догматики, чуждой греку, но из необходимости мыслить первобытие. Здесь онтология Аристотеля смыкается с его теологией.

1). Неподвижность перводвигателя.

Неподвижность перводвигателя Аристотель обосновывает тем, что то, что задает движение не может само двигаться: оно движущее, но не движимое. Всякое движение есть движение в силу 4-х причин, три из которых присущи самому предмету, а 4-е действующая причина другому. Следовательно, в итоге движущее все остальное должно быть причиной самого себя, но причиной – не действующей.

2). Бестелесность перводвигателя.

Это означает, что перводвигатель необходимо мыслить как бестелесное. Всякая телесность и материальность есть возможность другого бытия, т.е. перехода в иное, т.е. движения. Но перводвигатель – неподвижен, следовательно, он бестелесен. Но это значит, что перводвигательне может быть возможностью, он есть чистая действительность.

3). Бог как чистая «форма».

Как чистая действительность, перводвигатель есть чистая «форма», «форма формы». Бог есть «форма». Но, откуда берется такое понятие, когда вся действительность есть совокупность предметов, представляющих собой сочетание «формы» и «материи», несуществующих друг без друга? Здесь Аристотель двигается тем же методом аналогии, как и в случае с мышлением первой материи.

«Форма формы» есть ум (Noys). Мир есть градация “форм”, реализующихся в “материи”. Высшее существо материального мира – человек. Тело человека есть его “материя”, душа человека есть “форма”. Высший элемент души есть – “ум”.

4). Бог как мышление.

Но и в уме Аристотель выделяет активный и пассивный элементы. Активный элемент – это мысль деятельная. Пассивный элемент – мысль созерцающая. Высшая способность ума – это способность созерцания. Что является предметом созерцания? Либо нечто практическое, т.е. цель вне ума, либо теоретическое, т.е. самодавлеющая мысль, имеющая цель в себе самой. Конечно, мысль перводвигателя есть теоретическая мысль.

Таким образом, Бог, или преводвигатель, есть созерцающий чистый ум. Или «форма формы».

5). Бог как мышление мышления.

Как «форма формы», Богне оказывает никакого воздействия на «материю». Достаточно того, чтобы высшая «форома» просто существовала сама по себе, и «материя» уже в силу того, что она есть «возможность формы» необходимо будет стремится к осуществлению. Другими словами, согласно Аристотелю, динамическим началом обладает «материя», но способность, цель и действительность этого осуществления есть «форма». «Форма» поэтому есть бытие (по Платону) или «энтелехия» (по Аристотелю).

Бог как мысль мыслит не «материю» и материальные предметы, но самого себя. Следовательно, он есть мыслящее самого себя мышление, мышление мышления (noesis noeseos).

 

Выводы: Таким образом, учение Аристотеля о четырех причинах есть “раскрытие” природы “формы” вещей и связи “формы” с “материей”. “Форма” есть действительность становящихся вещей, или реализованная возможность. Бог есть высшая, или чистая форма, и чистая действительность, никакая невозможность, чистое мышление, предмет которого есть оно само. Другими словами, в своем учении о сущей вещи Аристотель рационализирует то, что в зачаточном виде было у Платона, устраняя двусмысленности последнего. Учение о сущей вещи Аристотеля есть, по сути, материалистическая диалектика, учение о космосе в целом есть объективный идеализм и теология.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
А. Виды причин | Теория познания

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 191; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.