Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Теория познания

А.Предмет знания и знание предмета.

Аристотель твердо убежден, что в порядке времени предмет знания предшествует самому знанию. Однако, с момента начала восприятия предмета восприятие и само воспринимаемое образует одно целое, так что нет смысла спрашивать, что чему предшествует. Если знание рассматривается как уже возникшее, уже существующее, как уже отнесенное к своему предмету, то предмет и знание о нем составляют одно целое. Поэтому, по мнению Аристотеля, знание есть род обладания (hexis), точнее - особый род бытия.

Б. Теория знания.

Теория познания Аристотеля опирается непосредственно на его онтологию и по своему предмету есть теория науки. Аристотель четко отличает научное знание (episteme), искусство (techne), опыт (empiria) и мнение (doxa). По совему предмету научное знание есть знание о бытии (to on).

1). Научное знание в отличие от искусства носит созерцательный характер и является теорией, умозрением (theorein). Искусство же направлено на практику и производство предметов; искусство – это умение. Общее у науки и искусства – это обучение.

2). Знание отличается и от простого опыта. Опыт – есть начало и для науки и для искусства. Однако предмет опыта только факты, т.е. нечто единичное. Основание опыта в ощущении, памяти и привычке.

3). Знание отличается и от мнения. Мнение – это только нечто вероятностное. Если есть знание, то оно истинное, т.е. связано с убеждением в его неопровержимости. Напротив, для мнения и веры может быть всегда установлено другое мнение и другая вера.

В. Основные черты научного знания.

Как специфический род бытия знание отличается тремя основными чертами:

1). Доказательность. Доказательство может быть только доказательством того, что нечто не может происходить иначе. Поэтому оно состоит в выведении начал – истинных и необходимых. Иначе говоря, доказательство возможно только об общем, но не о случайном или единичном, т.е. о сущности (oysia) предмета познания.

2). Способность объяснения. Способность науки к определению сущности и всеобщности предметов познания обуславливают и объяснительный характер ее положений. Задача познания заключается:

· во-первых, в фиксировании некого обстоятельства или факта,

· во-вторых, в выяснении причины, т.е. в указании не только на то, что вещь существует, но и на то, что она не может существовать иначе,

· в третьих, в выяснении сущности предмета, наконец,

· в-четвертых, знание есть исследование условий, от которых зависит существование или несуществование факта.

В плане бытия необходимая причина может быть только сущностью вещи. В плане познания она может быть только началом (принципом) по отношению к его логическим следствиям.

3). Единство знания. Научное знание характеризуется единством с подчинением одних знаний другим. Единство науки означает, что различные предметы наук принадлежат составу одного и того же рода, а именно их предметы относятся к одному предмету - к бытию. Именно таково единство, в каком все науки находятся относительно первой науки – науки “о бытии как о бытии”. “бытие” здесь – есть общий предмет и основа налогии, которая в нем связывает в единство различные его роды.

Но это означает, что в отличие от Платона, у которого все знания оставляют иерархию, соподчинение, у Аристотеля все науки “равноположены”, ибо хотя и относятся к одному “бытию”, но своими предметами имеют его разные роды – сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. (“Категории”).

Г). Метод познания.

Каков же метод познания Аристотеля? Метод познания зависит от того, с какого рода знанием мы имеем дело : а). с вероятностным – это “диалектика”, б). с достоверным – это определение и доказательство, в). с нахождением посылок знания – это индукция.

1). “Диалектика”. “Диалектика” у Сократа есть способ отыскания достоверного знания посредством анализа противоречий в высказываниях. Диалектика у Платона есть учение о достоверном познании, достигаемое посредством восхождения ума в созерцании эйдосов. Но и у того, и у другого – это есть знание достоверное.

У Аристотеля диалектика – есть не знание, а только метод исследования, который касается, прежде всего, знания не достоверного, а вероятностного. Поэтому цель диалектики не сама истина, а только отсутствие формального противоречия в высказываниях о предмете. Диалектическое “испытание” включает в себя установление определенияв качестве цели познания, или опровержение.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Б. Мировой перводвигатель | Диалектика, по Аристотелю, таким образом не дает знания, но только осуществляет критическое очищение знания и подготавливает ум к созерцанию истины

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 137; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.