Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Категорических суждений

Читайте также:
  1. Атрибутивных категорических суждений
  2. В категорических суждениях
  3. Простых категорических высказываний
  4. Распределённость терминов в категорических суждениях
  5. Респондентам было предоставлено 5 суждений.
  6. Решение логических задач с помощью рассуждений
  7. Тема 3. Суждение как форма мышления. Виды суждений

Модальность суждений – это выраженная в суждении в явном или неявном виде дополнительная информация о характере обоснованности суждения или типе зависимости между субъектом и предикатом, отражающая объективные отношения между предметами и их признаками.

Сформулируем различие между простыми и сложными суждениями.

Из школьного курса русского языка известно грамматическое различие между простыми и сложными предложениями. Аналогично формулируется различие между простыми и сложными суждениями в логике.

Простым называется суждение, которое содержит не более одного утверждения или отрицания.

Сложным называется суждение, которое содержит более одного

утверждения или отрицания.

Например: 1. «Солнце светит» — явно простое суждение, содержащее ровно одно утверждение связи между предметом «солнце» и признаком «светить».

2. Простым является и суждение «Каждый студент — веселый человек», поскольку здесь также содержится одно утверждение связи предмета «студент» и признака «быть веселым».

3. Суждение «Некоторые студенты не являются веселыми людьми» мы также будем считать простым суждением, поскольку оно содержит один акт отрицания связи между предметом «студент» и признаком «быть веселым».

4. Будем считать сложными суждения «Неверно, что каждый студент веселый человек», поскольку здесь отрицается первоначальный акт утверждения (т.е. встречается более одного утверждения или отрицания), или «Каждый студент – веселый и находчивый человек», поскольку оно содержит два утверждения «Каждый студент — веселый человек» и «Каждый студент — находчивый человек».

Истинность и ложность простых суждений. Теперь можем определить понятия истинности и ложности для простых суждений.

Суждение истинно, если в нем утверждается связь между объектом и признаком, имеющая место в действительности, или отрицается связь, не имеющая места в действительности.

Суждение ложно, если в нем утверждается связь между объектом и признаком, не имеющая места в действительности, или отрицается связь, имеющая место в действительности.

Хотя эти понятия истинности и ложности очень просты и ясно выражают нашу обычную идею истины, но в них заключается одна важная философская идея. Чтобы определить понятие истины, мы должны разделить мир на две области: 1) область мысли, в которой существуют понятия и суждения, 2) область действительности, в которой существуют предметы, их свойства и отношения. Говоря об истинности или ложности суждения, мы судим о соответствии структуры нашей мысли структуре действительности. Если эти структуры совпадают — суждение истинно, в противном случае — суждение ложно. Без разделения области мысли и области действительности понятия истинности и ложности являются неосмысленными. В философии эта теория истины называется корреспондентной теорией или теорией истины как соответствия.
Виды простых суждений. В простых суждениях рассматривается связь объекта и признака. Поскольку видов объектов очень много, поэтому нам трудно будет положить их в основу классификации простых суждений. Зато видов признаков не так уж много. Нам известно, что существуют признаки- свойства и признаки-отношения. Эти виды признаков могут служить основанием деления простых суждений.



Простые ассерторические суждения можно подразделить на следующие виды:

1) атрибутивные суждения,

2) суждения с отношениями,

3) экзистенциальные суждения.

 

Атрибутивными (лат. Attribuo – придаю, наделяю) называются суждения, в которых выражается принадлежность предметам каких-либо свойств или отсутствие у предметов каких-либо свойств. Их еще можно истолковать как суждения о полном или частичном включении или невключении одного множества предметом в другое или как суждения о принадлежности или непринадлежности предмета классу предметов.

Например: суждение «Великобритания является конституционной монархией» — атрибутивное, поскольку предмету «Великобритания» приписывается признак-свойство «быть конституционной монархией».

На этом примере понятна структура атрибутивного суждения: то, о чем говорится в суждении, т.е. объект, о котором идет речь (в нашем примере «Великобритания»), будем называть субъектом суждения;

то, что говорится о субъекте суждения, т.е. признак, связь которого с субъектом утверждается или отрицается в суждении («быть конституционной монархией»), назовем предикатом суждения;

то, что связывает субъект и предикат в единое суждение, — связка суждения. Связка обычно выражается словами «есть» или «не есть».

Если обозначить субъект буквой S, предикат — буквой P, то структуру атрибутивного суждения можно выразить следующим образом: S (не) есть Р.

Любое категорическое высказывание имеет чёткую структуру, которая не всегда очевидна в выражающем такое высказывание предложении. Выявить эту структуру, значит ответить на вопрос: «Каков смысл данного высказывания?», заключающийся в информации о том, какой предмет мыслится в данном высказывании и о каком именно свойстве или отношении идёт речь, отрицается или наоборот утверждается данное свойство или отношение у предмета, истинно или ложно это отрицание (утверждение). Если мы знаем этот смысл, то интересующее нас высказывание понятно в плане его структуры и истинности, т. е. является не просто любым (например, неопределённым, бессмысленным и т. п.), но высказыванием-суждением.

· Пример

Смыслом высказывания, выраженного повествовательным предложением и являющегося категорическим атрибутивным, «Логиками были все древнегреческие философы» является суждение о «всех» без исключения представителях «древнегреческих философов» как имевших свойство «быть логиками», что не соответствует реальному положению дел, т. е. данное суждение ложно. В структуру данного суждения входит кванторное слово «все»; термин-субъект, выраженный словосочетанием «древнегреческие философы»; термин-предикат, выраженный словосочетанием «были логиками»; утвердительная предицирующая связка, не имеющая в данном предложении словесного выражения.

Кванторное слово это показатель «объёма сказывания», т. е. носитель

информации о том, всем элементам или части элементов объёма предмета

мысли приписывается какое-либо свойство.

Субъект это термин, обозначающий предмет мысли, которому приписывается какое-либо свойство.

Предикат это термин, обозначающий то, что предицируется (приписывается), утверждается или отрицается о предмете мысли.

Предицирующая связка это показатель «качества сказывания», т. е. носитель информации о том, утверждается (в таком случае имеет место утвердительная предицирующая связка) или отрицается (в таком случае имеет место отрицательная предицирующая связка) какое-либо свойство в отношении предмета мысли.

Чтобы было легче воспринимать данные элементы логической структуры категорического высказывания в исследуемом примере, преобразуем анализируемое предложение в тождественное ему: «Все древнегреческие философы есть люди, бывшие логиками».

Применив уже введённый символ «S» для обозначения субъекта и символ «P» для обозначения предиката, используя кванторное слово «все» и слово «есть» для выражения утвердительной предицирующей связки, получим следующую символическую запись логической формы данной разновидности категорического атрибутивного суждения:

«Все S есть P»

(читается: «Любому элементу объёма имени P принадлежит свойство S»).

Общая качественно-количественная классификация

В целом к числу разновидностей категорических высказываний относятся суждения следующих логических форм:

1. «Данное S есть P» — единично-утвердительное, т. е. такое, в котором содержащему только один элемент в своём объёме предмету мысли предицируется наличие какого-либо признака.

2. «Данное S не есть P» — единично-отрицательное, т. е. такое, в котором

содержащему только один элемент в своём объёме предмету мысли предицируется отсутствие какого-либо признака.

3. «Все S есть P» — общеутвердительное, т. е. такое, в котором всем элементам предмета мысли, содержащего в своём объёме больше чем один элемент, предицируется наличие какого-либо признака.

4. «Ни одно S не есть P» — общеотрицательное, т. е. такое, в котором всем

элементам предмета мысли, содержащего в своём объёме больше чем один элемент, предицируется отсутствие какого-либо признака.

5. «Некоторые S есть P» — частноутвердительное, т. е. такое, в котором

части элементов предмета мысли, содержащего в своём объёме больше чем один элемент, предицируется наличие какого-либо свойства («некоторые» в силлогистике берётся в смысле — «по крайней мере, некоторые», а не в смысле «только некоторые»).

6. «Некоторые S не есть P» — частноотрицательное, т. е. такое, в котором части (в означенном смысле) элементов предмета мысли, содержащего в своём объёме больше чем один элемент, предицируется отсутствие какого-либо признака.

· Пример

Первая форма означает утверждение о наличии свойства у имени с одним элементом в объёме (единичное имя), например, «Автор «Категорий» является представителем периода расцвета античной философии», а вторая — утверждение об отсутствии свойства у имени с одним элементом в объёме, например, «Озеро Байкал не является высокогорным». В третьей и четвёртой формах происходит, соответственно, утверждение и отрицание наличия свойства у всех элементов, входящих в объём общего имени, например, «Всякий религиозный человек верит в бога» и «Ни один атеист не верит в бога». Суждения пятой и шестой форм несут информацию о том, что конкретное свойство присутствует или отсутствует хотя бы у некоторых элементов класса.

Следует обратить внимание на то, что перечисленные формы могут иметь место и в том случае, если предикат суждения является не только единичным или общим, но и пустым именем, а также универсумом (универсальным именем), что как раз и допускается аристотелевской силлогистикой. На смену последней пришла силлогистика традиционная, требующая, чтобы термины категорических атрибутивных высказываний при их интерпретации на некотором универсуме были знаками таких имён, которые не являются пустыми и универсальными.

Представленные выше 1-я и 2-я формы категорических атрибутивных суждений принято сводить к формам:

1. Общеутвердительной, обозначаемой латинской заглавной или прописной

«а» (от первой гласной в латинском слове affirmo — утверждаю), поскольку единично-утвердительное высказывание трактуется как утверждение о наличии свойства у «всех» элементов объёма P, которых ровно один.

2. Общеотрицательной, обозначаемой латинской заглавной или прописной

«e» (от первой гласной в латинском слове nego — отрицаю), поскольку единичноотрицательное высказывание трактуется как отрицание наличия свойства у «всех» элементов объёма P, которых ровно один.

В свою очередь, частноутвердительное категорическое атрибутивное суждение получило обозначение «i» (от второй гласной в слове affirmo), а частно-отрицательное — «о» (от второй гласной в слове nego).

С применением введённой символики данные формы могут быть записаны как силлогистические формулы:

1. SaPобщеутвердительное.

2. SiPчастноутвердительное.

3. SePобщеотрицательное.

4. SoPчастноотрицательное.

 

Поскольку термины простых категорических суждений могут рассматриваться в логических рассуждениях либо в качестве элементарных, либо в качестве сложных образований, постольку в рамках традиционной силлогистики выделяют позитивную традиционную силлогистику и негативную традиционную силлогистику.

Первая из них не учитывает внутреннюю структуру терминов, трактует субъект и предикат как элементарные выражения, неразложимые на составные части.

· Пример

В суждении «Ни одно чётное число не является нечётным» предикатом считается имя «являющийся нечётным», т. е. имя «нечётный» берётся без учёта выраженного частицей «не» смысла (терминного отрицания). Если же этот смысл оказывается выявленным, учтённым в структуре высказывания, то в приведённом выше примере предикатом будет считаться имя «являющийся чётным», взятое с отрицанием. Обозначив терминное отрицание символом «-», получим запись:

«Ни один S не есть -P» (формула: Se-P).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Суждение как форма абстрактного мышления | Простых категорических высказываний

Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 271; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.